ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Особенности развития технологической радиосвязи ОАО "РЖД" на современном этапе   

Владимир ВОРОНИН

 

 

 

Владимир ВОРОНИН,
заместитель генерального директора, ОАО "НИИАС"

Александр ВЕРИГО

 

 

 

Александр ВЕРИГО,
к. т. н., начальник отделения связи, ОАО "НИИАС"

 

Повышение эффективности работы ОАО "РЖД", создание условий для устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта (согласно "Белой книге" ОАО "РЖД" - "Стратегические направления научно-технического развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 г.") тесно связаны с использованием технологий радиосвязи. С помощью радиосредств обеспечиваются:
- автоматизация управления движением и повышение безопасности движения поездов;
- оптимизация управления перевозками на основе информации о местоположении поездов, самоходного подвижного состава, локомотивов, автомобилей, работников ремонтных служб на станциях и перегонах и др., получаемой от средств спутниковой радионавигации ГЛОНАСС/GPS;
- безбумажная технология взаимодействия между работниками, обеспечивающими управление движением, и машинистами поездов (передача приказов и команд);
- автоматизация управления соединенными и тяжеловесными поездами;
- развитие средств видеонаблюдения на станциях и особо важных объектах и т. д.

Состояние радиосетей и задачи их развития
В настоящее время на железнодорожном транспорте используются преимущественно линейные сети симплексной поездной радиосвязи гектометрового (2 МГц) диапазона и зоновые (в пределах станций и прилегающих к ним перегонов) сети симплексной поездной и станционной радиосвязи метрового (160 МГц) диапазона. Эти аналоговые радиосети предназначены главным образом для передачи речевых сообщений. Им присущи следующие недостатки: ограниченные функциональные возможности; значительное влияние радиопомех на качество связи; проблемы в обеспечении электромагнитной совместимости радиосредств, особенно в крупных узлах (например, в Московском, Санкт-Петербургском); сложности в эксплуатации, обусловленные низкой надежностью и широким разнообразием применяемых устройств, и др.
Безусловно, магистральное направление развития технологической радиосвязи связано с внедрением цифровых технологий. Однако с учетом большого парка аналоговых сетей и  ограничения объемов инвестиций в нынешних условиях переход на существенно более дорогие цифровые технологии на всем протяжении железных дорог в ближайшее время практически невозможен - он требует значительных временных и финансовых ресурсов. Поэтому осуществляется совершенствование симплексных аналоговых систем технологической радиосвязи, которое направлено на:
- повышение надежности сетей поездной и станционной радиосвязи - в настоящее время внедряются радиосредства, обеспечивающие наработку на отказ до 45 тыс. часов и гарантированный срок службы до пяти лет;
- интеграцию аналоговых радиостанций в цифровые сети связи и передачи информации, построенные на основе TDM- и IP-сетей;
- конструктивную и программную унификацию и взаимозаменяемость радиосредств, выпускаемых различными производителями;
- обеспечение мониторинга состояния стационарных и локомотивных радиостанций в режиме эксплуатации, включение этих радиосредств в Единую систему мониторинга и администрирования (ЕСМА) технологической радиосвязи;
- повышение эффективности использования выделенного частотного ресурса;
- сокращение эксплуатационных расходов на основе совершенствования технологии обслуживания и ремонта.
Развитие систем автоматического управления движением поездов существенно расширяет область применения симплексных сетей технологической радиосвязи диапазона 160 МГц. Интенсивно развиваются системы синхронного и асинхронного управления локомотивами соединенных и тяжеловесных поездов (ИСАВП РТ, СУЛ-Р), автоматического управления тормозами с "головы" и "хвоста" поезда при вождении поездов повышенного веса и длины, автоматического управления маневровыми локомотивами на станциях и др.
Реализация перечисленных систем основана на использовании сравнительно простых радиомодемов. При этом устойчивость радиоканала обеспечивается современными методами помехоустойчивого кодирования и обработки сигнала.
Для решения проблем ЭМС совместно с производителями разработаны специализированные адаптивные радиомодемы, обеспечивающие синхронный (на нескольких локомотивах) выбор рабочего канала, учитывающий действующую помеховую обстановку. Такой способ исключает необходимость жесткого программирования частотных ресурсов для поездов по различным направлениям движения.
Стремительное развитие информационно-управляющих систем уже сегодня требует перехода на цифровые технологии передачи данных по радиоканалам, основанные на временном и кодовом разделении сигналов. Для реализации этих технологий целесообразно использовать как выделенные компании частоты, так и ресурсы других операторов. В то же время в вопросах, касающихся обеспечения безопасности движения поездов, необходимо в максимальной степени ориентироваться на частотные ресурсы, выделенные непосредственно для нужд ОАО "РЖД".
Выбор частотных ресурсов для каждой из систем должен определяться с учетом ряда требований. Основные из них - ЭМС радиосвязи различных систем управления, высокий уровень надежности каналов передачи данных, а также требования систем управления по объемам и скорости передачи данных.
С учетом этих требований целесообразно ориентироваться на следующее примерное распределение частотного ресурса для построения систем управления движением:
- 2 МГц - резервирующий радиоканал систем управления соединенных и тяжеловесных поездов;
- 160 МГц - радиоканалы систем управления соединенных и тяжеловесных поездов, станционных систем передачи данных на малодеятельных участках; резервирующий канал при использовании в системах управления радиосетей общего пользования;
- 460 МГц (система ТЕТRА) - системы управления маневровыми локомотивами на станциях;
- 900/1800 МГц - система GSM-R, обеспечивающая поездную радиосвязь и системы интервального регулирования движения поездов на скоростных и высокоскоростных участках;
- 1800, 2400 МГц (системы DECT, Wi-Fi, WiMAХ) - станционные высокоскоростные сети передачи данных для информационно-управляющих систем, организации видеонаблюдения.

Стандарт GSM-R
В "Белой Книге" ОАО "РЖД" одной из целей модернизации сети железных дорог определено создание единого информационного пространства, интегрированного с информационными системами других видов транспорта и промышленности, иностранных железных дорог.
Стратегическое направление создания такого информационного пространства - внедрение системы цифровой радиосвязи. В перечень задач, решение которых требует использования цифровых каналов радиосвязи как элементов информационных технологий, вхо




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Профессиональная радиосвязь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>