ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Технологии
От телевидения высокой четкости - к телефонии высокой разборчивости!   Георгий Башилов

IP-телефонию принято обвинять едва ли не во всех бедах телефонии традиционной. Начав с "межгорода", святая святых традиционных телефонистов, и лишив многих привычных сверхприбылей, VoIP проникает в города и сети фиксированных и мобильных операторов, наполняя их эхом и другими неприятными артефактами.
Дурную репутацию IP-телефония себе уже заслужила. А вот способна ли она заслужить хорошую и наполнить старую добрую телефонию новым содержанием?
Попробуем разобраться.

Георгий БашиловНачнем, как водится, издалека - с IP-телевидения. Фантастическая еще четыре года назад услуга сегодня становится обыденной в квартирах горожан. Благодаря IPTV некоторые из них получили доступ к услугам телевидения высокой четкости (ТВЧ/HDTV). ТВЧ требует для своей работы каналов на уровне 20 Мбит/с и выше, предлагая взамен принципиальный, заметный любому непредвзятому наблюдателю прорыв в качестве изображения.
С оценками голоса ситуация несколько сложнее и - субъективнее. Тем не менее, и здесь имеются свои, достаточно объективные, критерии.

Немного теории
Для передачи речевой информации требуются заметно меньшие скорости и частоты. Звуки речи различных людей отличаются количеством формант (спектральных областей резонирования при произношении звуков речи) и их частотами. Отдельные звуки могут иметь до шести формант, которые большей частью сосредоточены в диапазоне частот 300...3400 Гц. Поэтому принято считать, что качество речи остается весьма удовлетворительным, если передаются эти основные форманты, т. е. спектр частот может быть ограничен диапазоном от 300 и 3400 Гц. Именно эти частоты приняты Международным союзом электросвязи (МСЭ), и именно они продолжают использоваться для передачи сигналов телефонии во всем мире.
Наряду с формантами имеются менее мощные составляющие звуковых частот, которые и придают голосу каждого человека индивидуальность, позволяющую безошибочно узнать говорящего. Спектр этих частот простирается от десятков герц до 7 кГц и выше, при этом тесты по различению звуков (артикуляции) убедительно показывают, что понятность и разборчивость речи улучшаются с увеличением ширины полосы частот. Для единственных слогов в полосе частот 3 кГц точность составляет около 75%, а в полосе 7 кГц превышает 95%.
Скорость повседневной речи может достигать около 120 слов в минуту. Тогда при сжатии полосы спектра до 3 кГц может возникать около 40 неоднозначностей за минуту, а до 7 кГц - меньше четырех, что уже близко к точности живой открытой речи (данные с сайта одного из радиолюбителей, а уж они, поверьте, хорошо разбираются в теме).
Когда звук не ясен, мозг, используя речевой и смысловой контекст, пытается автоматически устранить неоднозначности, поэтому мы достаточно терпимо относимся к качеству имеющейся телефонии.
Тем не менее, субъективные оценки усредненного качества речи (первые две пары столбцов на рис. 1) позволяют сделать вывод, что разница между традиционной и широкополосной телефонией весьма заметна и в пятибалльной шкале превышает 1 балл: от средненьких "3 с плюсом" до "5 с минусом".
Проблемы распознавания отдельных звуков (из ряда "п" и "т", "ф" и "с", "м" и "н") усугубляются при использовании машинных систем распознавания речи, все более востребованных при создании интерактивных голосовых меню и других современных сервисов.

Продолжение читайте в печатной версии журнала




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме УПАТС

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>