ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Корпоративные информационные системы: взгляд со стороны   Владимир Королев

Для любого крупного предприятия решение о внедрении корпоративной информационной системы является серьезным и непростым шагом. В данной статье мы подробно рассмотрим идеологию внедрения и аспекты применения корпоративных информационных систем на примере автоматизации металлургических компаний.

Владимир КоролевОсновная проблема при автоматизации большинства предприятий состоит в отсутствии системного подхода. Это ведет к неверной постановке задачи, неэффективному использованию ресурсов и неудовлетворительному результату. Наиболее предпочтительный для современной компании способ формализации задач интеграции – стандартный проектный подход: определяется проблема, рассматриваются решения, выбирается лучшее из них. Далее ставятся конкретные задачи, определяются сроки, выбираются контрольные показатели. При ведении проектов в рамках отдельных подразделений обычно все так и происходит, но в масштабе большого металлургического предприятия такой подход реализуется далеко не всегда.
Вообще, развитие информационных систем – дело достаточно затратное, но стратегически важное. При планировании любых изменений следует осознать два важных вопроса – насколько предлагаемые изменения обоснованы и что они принесут компании в будущем. Подобные вопросы задают себе многие, но большинство компаний еще только движется от восприятия информационных систем как престижной и в чем-то полезной «игрушки» к пониманию того, что корпоративная информационная система – это мощный инструмент, обеспечивающий реальное конкурентное преимущество.

Современные информационные системы
В настоящее время системы от различных производителей предлагают множество модулей. Промышленными компаниями востребован самый разнообразный функционал, другое дело – кем, где и насколько. Все зависит от отраслей, предприятий, а также конкретных проблем, которые надо решить. Все без исключения организации нуждаются в модулях управления финансами, бухгалтерией, продажами, материально-техническим снабжением. Это тот уровень, с которого начинались внедрения почти всех работающих сегодня систем. А дальше выбор определяют те проблемы, которые хотят решить руководители предприятий. Где-то активно развивается функционал для управления производством или для организации цепочки поставок (SCM), где-то главенствуют системы управления основными фондами предприятия (EAM) либо системы взаимоотношений с клиентами (CRM). Сейчас заметен интерес к системам производственного планирования и управления бюджетом, повышается востребованность различных аналитических возможностей. В зависимости от целей и стратегии предприятия этот функционал может быть либо обособлен, покрывая конкретный участок работ, либо интегрирован с другими частями информационной системы предприятия, либо являться частью единой гомогенной системы управления.
Любой современной информационной системе необходимы широкие интеграционные способности, возможности гибкой и оперативной конфигурации, прозрачность процессов, безопасность. Один из признаков развитой системы промышленного предприятия – модуль CRM. Чем шире и глубже его функционал, тем более развитой является система. В самом простом виде CRM представляет собой лишь перенесенный в компьютер вариант записной книжки, чуть более продвинутый модуль позволяет управлять не только контактами, но и управлять продажами. А вот действительно пол-ноценный функционал дает возможность выстроить единую информационную цепочку от момента начала работы с клиентом до производственного планирования и отгрузки: система автоматизирует работу с клиентом, обеспечивает контроль деятельности менеджеров по продажам, позволяет сформировать всю необходимую документацию, согласовать ее, спланировать ресурсы и т. д. Перечисленные функции возможны только в развитой системе, в рамках которой обеспечены полная прозрачность процессов и структурность информации. Такая система создана, например, в Группе ЧТПЗ, куда входят две производственные площадки, два торговых дома, сеть складов. Благодаря грамотной интеграции достигнут очень высокий уровень автоматизации процессов, что дало основание иностранным аудиторам высоко оценить модуль CRM на ЧТПЗ.

ИТ в металлургии
Металлургия как базовая отрасль промышленности всегда была одним из лидеров в сфере инноваций. Поэтому сейчас на металлургических предприятиях реализовано немало проектов в сфере ИT. Например, на ТМК ведутся масштабные работы по внедрению SAP, на ЧТПЗ уже много лет работает одна из самых функциональных систем – «Малахит», у других представителей отрасли есть достаточно интересные проекты собственной разработки. Конечно, результаты внедрений информационных систем бывают разными: кое-кому приходится учиться на своих ошибках, другие с гордостью обнародуют свои результаты, а третьи до сих пор думают, что делать с проектами, которые давно вышли за рамки бюджета и по которым сорваны все сроки.
Следует отметить, что внедренные ИС в разных компаниях имеют существенно разные степени развития. Но если говорить об автоматизации с точки зрения совершения необходимых шагов, достижения российских предприятий будут заметными – большинство из них автоматизировали многие направления своей деятельности. Особенно успешны проекты автоматизации уровня ERP. В настоящее время металлурги активно расширяют системы – в направлении построения бизнес-логики (BI) и в сфере автоматизации управления производством (MES). Например, уже сегодня реализованы интересные MES-решения компании «Аусферр» на Магнитогорском металлургическом комбинате, продукты компании «Малахит» широко используются на ЧТПЗ. Реализация данных проектов выполнена настолько успешно, что они вызывают интерес даже у зарубежных специалистов. Несмотря на все сложности, отечественные металлургические предприятия являются хорошим примером развития информационных систем и неплохо смотрятся на мировом фоне автоматизации в сфере металлургии. Однако развитие информационных систем в данной отрасли имеет свою специфику, которая состоит, прежде всего, в том, что на наших металлургических предприятиях присутствует широчайший спектр производственно-хозяйственной деятельности, причем один и тот же ее вид может существовать в нескольких вариантах. Дополняют картину сложные производственные процессы и взаимосвязи в масштабе всего предприятия. Именно поэтому многие достаточно эффективные информационные системы не пригодны для металлургии, ведь они не могут быть масштабированы до такой степени, чтобы удовлетворить потребности крупного металлургического предприятия. Еще один специфический момент – формирование в отрасли сложных, территориально и юридически распределенных структур. Такие компании представляют собой не просто множество схожих компонентов, но совокупность отличающихся объектов, в каждом из которых уже имеется своя специфика. А большинство систем создавалось для гораздо более простых случаев, и они уже не справляются с современными задачами, связанными с автоматизацией металлургии. К наиболее удачным примерам автоматизации металлургических холдингов можно отнести, наверное, только Группу ЧТПЗ.
В качестве другой особенности ИТ-проектов на металлургических предприятиях следует отметить относительную новизну ИТ, что отличает их от других сфер деятельности компании. Критерии оценки, значимости и эффективности работы информационных технологий не всем понятны и недостаточно широко распространены. Зачастую при автоматизации предприятий менеджеры руководствуются весьма опосредованной информацией – бравурными публикациями в журналах, красивыми презентациями, т. е. корпоративные ИС выбирают как телевизор, мол, попробуем, а если что – купим




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме КИС (Корпоративные информационные системы)

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>