ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Инфокоммуникационная карта
Красноярский край   Елена Саяпина
В ожидании будущего

Красноярский край славен не только своими полезными ископаемыми, но и огромной территорией, которая занимает около 14% общей площади России. При этом плотность населения там весьма невелика. Таким образом, развивать сотовую связь в регионе для оператора – тонкое искусство нахождения баланса между необходимостью обеспечить своего абонента сотовой связью в любой точке края и экономической целесообразностью покрытия огромных территорий.

Елена СаяпинаВ настоящее время рынок сотовой связи Красноярского края находится на высокой ступени развития. На конец третьего квартала 2007 г. уровень проникновения услуг мобильной связи в регионе составил 126%, что является самым высоким показателем в макрорегионе Сибирь и пятым результатом по стране после Москвы, Петербурга, Краснодарского края и Тюменской области. Общее количество пользователей мобильной связи в крае составляет 3,5 млн. По нашим прогнозам, повышение уровня проникновения услуг сотовой связи и количества пользователей будет наблюдаться в регионе и в 2008 г., однако темпы его будут крайне незначительны. Также возможна некоторая коррекция долей рынка операторов, но к кардинальным изменениям распределения сил на рынке в обозримом будущем это не приведет.
Сегодня на рынке сотовой связи Красноярского края сложилась следующая ситуация. Бесспорным лидером рынка мобильной связи региона с долей рынка, которую можно оценить на уровне 45%, является компания «Енисейтелеком». На втором месте находится МТС, с показателем почти в два раза ниже (24%), с очень небольшим отрывом от МТС третье место занимает «ВымпелКом» (торговая марка «БиЛайн») (22%). Почетное четвертое место, с 9% рынка, принадлежит «МегаФону». Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что лидерство «Енисейтелекома» в крае бесспорно, в то время как вопрос, кто же в итоге окажется на втором месте, можно считать пока открытым. Уж слишком невелико преимущество МТС над «ВымпелКомом».

Немного истории
Сотовая связь пришла в Красноярский край в 1998 г., когда сеть стандарта NMT-450 запустил оператор «Енисейтелеком», дочернее предприятие местного монополиста рынка фиксированной связи, компании «Сибирьтелеком». Впрочем, первопроходец недолго оставался единственным провайдером мобильной связи в регионе. В том же 1997 г. к нему присоединилась компания «Сибчелендж», ныне предоставляющая услуги сотовой связи под маркой МТС. В момент запуска сеть «Сибчеленджа» работала в стандарте AMPS. Тем не менее, буквально через пару лет, «Енисейтелекому» удалось вновь заявить о себе как о первопроходце. Именно этот оператор осенью 1999 г. запустил в крае первую сеть стандарта GSM. В момент запуска второй сети необходимость работы в стандарте GSM вызывала массу вопросов о целесообразности подобного шага. Ведь у «Енисейтелекома» была вполне успешная NMT-сеть, а потребители сотовой связи, существующие и потенциальные, в тот момент еще до конца не пришли в себя после кризиса, поразившего страну в августе 1998 г. Сейчас уже сложно сказать, что послужило причиной для запуска второй сети – реальное понимание топ-менеджментом оператора того, что будущее за функционально более насыщенным стандартом, или свою роль сыграл некий собирательный инстинкт. В общем, что бы ни было толчком для принятия подобного решения, результат явно превзошел самые смелые ожидания оператора. Впрочем, доброе начинание по запуску второй сети в стандарте GSM, в дополнение к уже существующей, получило свое продолжение. Так, в конце 2001 г. сеть стандарта GSM-900, а вовсе не GSM-1800, как это кажется очевидным в случае с AMPS-оператором, запустил «Сибчелендж». Эта кажущаяся странность объясняется весьма просто – получение лицензии произошло до начала общероссийского процесса по освобождению диапазона 800 МГц для целей цифрового телевидения, в котором работали AMPS-операторы. Тогда практически все операторы, работающие в стандарте AMPS, получили лицензии на GSM-1800. Можно сказать, что «Сибчелендж» в какой-то степени предвосхитил этот процесс. И, в отличие от ситуации с «Енисейтелекомом», в данном случае можно с практически стопроцентной уверенностью говорить о том, что в запуске сети другого стандарта прослеживался абсолютно трезвый расчет. Стандарт AMPS начал серьезно сдавать свои позиции, и преимущество GSM было бесспорно. Но вот что любопытно. «Сибчелендж» был не вторым оператором, получившим GSM-лицензию на Красноярский край, а четвертым. Помимо «Енисейтелекома» на тот момент такими лицензиями обладали «ВымпелКом» и «МегаФон». Однако свои сети они запустили значительно позднее: «ВымпелКом» в конце 2002 г., а «МегаФон» только в конце 2004 г., что стало для оператора серьезным вызовом – ему пришлось начинать работать на высококонкурентном рынке в качестве четвертого игрока.
«МегаФон» вышел на рынок края в тот период, когда на рынке уже был большой накал конкурентной борьбы. Задержка оператора с выходом в регион объясняется целым рядом проблем, которые в итоге были решены, однако поставили компанию в положение догоняющего. Тем не менее, «МегаФон» не стал пытаться отвоевать себе рынок любой ценой, поэтому ценовых войн после выхода оператора в регион не последовало.
В отличие от «МегаФона» и «ВымпелКома», запускавших сети самостоятельно, что называется «с нуля», МТС на рынок Красноярского края вышел путем приобретения 100% акций местного оператора, компании «Сибчелендж». При покупке оператора МТС буквально на вираже обошел «ВымпелКом», который также претендовал на данного красноярского оператора. Впрочем, «ВымпелКом» в то время уже имел развернутую собственную сеть в Красноярском крае и даже обслуживал несколько десятков тысяч абонентов. Конечно, приобретение более «старого» игрока в любом случае было бы существенным подспорьем, однако, как показала история, «ВымпелКому» удалось составить серьезную конкуренцию МТС и без такой поддержки и, в конечном итоге, почти догнать своего основного конкурента по такому показателю, как доля рынка. Покупка «Сибчеленджа» пришлась на лето 2003 г., после этого почти год оператор работал под старым названием. Переход на марку МТС произошел только в апреле 2004 г.

Нестандартный CDMA
Серьезным отличием края от большинства российских регионов является отсутствие в регионе оператора, который бы оказывал услуги сотовой связи стандарта CDMA-450 под торговой маркой «Скай Линк» и входил в одноименный холдинг. Произошло это потому, что лицензией на NMT-450 с самого начала владел «Енисейтелеком». Как следствие, лицензию на CDMA-450, выданную в рамках общероссийской кампании по цифровизации диапазона 450 МГц, также получил именно он. Особенность NMT-450 и CDMA-450 состоит в том, что в данном диапазоне в одном регионе, в отличие от, например, того же GSM, может работать только один оператор. Поэтому «Скай Линк» не может начать предоставление услуг в Красноярском крае. Помимо технических сложностей проблему усугубляет тот факт, что по российскому законодательству продажа «голой» лицензии, без компании, невозможна, как и создание компании, на которую можно было бы просто перевести лицензию. В данном случае весь процесс получения лицензии пришлось бы проходить по новой, и не существует никаких гарантий, что в результате лицензия будет получена.
Однако по темпам развития сети данного стандарта не отличаются от других регионах России – количество пользователей весьма невелико. Даже если предположить, что «Скай Линк» присутствовал бы в регионе, вряд ли о его положении на рынке удалось написать что-то более развернутое, нежели стандартная формулировка «доля оператора на рынке менее 1%». По большому счету, наличие или отсутствие стандарта CDMA-450 вообще и ко




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Инфокоммунникации регионов

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>