ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бизнес-практикум
Услуги SIP-телефонии – Hosted PBX   

Антон ЗАРУБИН

 

 

 

Антон ЗАРУБИН, 
к. т. н., начальник отдела НТЦ «Протей»
Александр СПИРИН

 

 

Александр СПИРИН,
аспирант СПбГУТ



Термин «SIP-телефония» появился сравнительно недавно и представляет собой довольно интересный феномен. До сих пор ни один частный протокол не удостаивался чести быть положенным в основу названия широчайшего круга услуг, а связки слов типа «ОКС-телефония», «DSS-телефония» и т. п. выглядят совершенно несуразными. На этом фоне вытеснение из некоторых областей общего термина «IP-телефония» и замена его на SIP-телефонию вызывало бы недоумение, если бы не одно свойство SIP – на его основе может быть построена вся сеть оператора связи, начиная с точек взаимодействия с терминалами пользователей и заканчивая интерфейсами транзитных софтсвичей.

Благодаря своей универсальности протокол получил широкое распространение в современных средствах связи. А потенциальный владелец IP-PBX или пользователь услуг аутсорсинга корпоративной связи Hosted PBX, озадаченный выбором решения того или иного поставщика, будет выбирать между несколькими системами SIP-телефонии.

Почему именно SIP?
И все-таки, почему в основе большинства современных решений в области телефонии лежат именно протокол SIP и связанные с ним технологии? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, кто бы мог оказаться на его месте. Первым из них, несомненно, является набор рекомендаций Международного Союза электросвязи H.323. Эта зонтичная рекомендация включает протоколы H.225, H.245, RAS и описывает принципы построения сетей IP-телефонии, обеспечивающих набор типичных телефонных услуг и интерфейс с телефонными сетями, использующими принципы коммутации каналов.
В принципе, набор стандартов H.323 предусматривает возможность создания всей линейки оборудования для сетей IP-телефонии – от пользовательских терминалов до устройств управления вызовами, но лишь в теории. На практике оказывается, что полная реализация H.323 – весьма трудоемкий и затратный процесс в отношении разработки терминального оборудования и прочих устройств сети IP-телефонии. Кроме того, алгоритмы работы H.323 с точки зрения процесса обслуживания вызовов стремятся к повторению алгоритмов работы протоколов традиционной телефонии, например EDSS-1.
Положение H.323 усугубило и то, что он несколько опередил свое время. Действительно, на момент его создания от сетей и устройств IP-телефонии не требовалось большей части предлагаемых им возможностей. Все это привело к ограниченной реализации набора протоколов в оборудовании, и роль H.323 свелась, по сути, к поддержке работы простейших сетей VoIP.
Другим возможным претендентом на роль основы сетей IP-телефонии в целом и оборудования IP-PBX в частности недолгое время был протокол MGCP, ныне вытесненный H.248. Подход, применяющийся в этих протоколах, предполагает полный контроль над шлюзовым и терминальным оборудованием сети VoIP со стороны некого устройства управления, вплоть до мельчайших элементов процесса обслуживания вызовов.
Однако идея, оптимальная для управления телефонными концентраторами традиционных аналоговых абонентских линий, не подошла для обеспечения взаимодействия пользовательских IP-терминалов по вполне понятной причине. От IP-терминалов ожидали гораздо большего набора услуги и интеллекта, чем могли предложить устройства, использующие master/slave протокол типа MGCP.
Так или иначе, появление универсального протокола управления процессами обслуживания вызовов было уже определено технологическим прогрессом, в том числе средств связи. И если на эту роль не годились решения, вобравшие в себя слишком много от старых телефонных систем, то должно было появиться новое средство, лишенное таких недостатков.
Им стал протокол SIP, разработка которого началась в середине 1990-х годов. Ирония заключается в том, что по сравнению с прочими протоколами управления процессами обслуживания вызовов, SIP долгое время оставался «гадким утенком», постоянно нуждавшимся в усовершенствованиях и доработках. Однако именно это и определило его практическое соответствие потребностям современных сетей связи, в отличие от других решений, которые не совершенствовались вместе с развитием сетей, а застывали в своем исходном виде.
В настоящее время SIP является единственной чрезвычайно удобной «оболочкой» для реализации логики практически любых инфокоммуникационных услуг, ориентированных на установление соединения. Большая работа проделана и для поддержки многих не ориентированных на соединение услуг типа передачи сообщений (messaging) и определения факта доступности пользователя (presents). Универсальность протокола выражается, прежде всего, в одинаково хороших результатах работы, как на межсетевом уровне, так и на участке до терминала пользователя. Это позволяет упростить понимание протекающих на сетях процессов и обеспечить построение сетей с применением минимально необходимого набора элементов.
Перечисленные достоинства протокола определили появление множества использующих его приложений с очевидной ориентацией на корпоративный сегмент рынка. Вслед за этим начался процесс распространения SIP-решений и на сетях общего пользования.

Продолжение читайте в печатной версии журнала




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме УПАТС

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>