ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Эксплуатация
ИЗМЕРЕНИЯ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ   Игорь Бакланов
Игорь Бакланов Измерения в телекоммуникациях...Тема эта часто появляется на страницах технических журналов. Но для проведения измерений необходимы приборы. Каким он будет – прибор XXI века? Общей тенденцией развития современных систем связи, да и не только их, является ориентация на высокий уровень информационных технологий. В связи с этим встает еще один вопрос – а нужны ли будут вообще в ближайшем будущем измерительные приборы?


Измерения на сетях связи: регламентные и эксплуатационные


Говоря об инструменте, нельзя не сказать о связанной с ним технической задаче. Приборы в телекоммуникациях используются для проведения измерений, которые можно разделить на регламентные и эксплуатационные, что отражает общий философский дуализм между творчеством и рутиной в любой сфере деятельности.

Рутинными являются регламентные измерения. Цель их – проверка на соответствие заданным стандартам. Результаты измерений, оформленные в виде паспортов, представляют собой иногда большой объем данных. Но общий результат сводится к «однобитовому» ответу на вопрос: соответствует или не соответствует данный элемент (участок кабеля, система передачи, АТС, маршрутизатор, сетевое окончание ISDN и т. п.) заданным нормам. И неважно, проводятся ли регламентные измерения в процессе эксплуатации или при пусконаладке. Цель всегда одна – контроль соответствия установленным нормам. Алгоритм измерений четко прописан, набор параметров измерений утвержден в стандарте, все подчинено единой форме и единой дисциплине, без которой не бывает никакой системы, в том числе и связи.

Эксплуатационные измерения – это по исключению все измерения, которые не являются регламентными. Если система, узел, элемент не соответствуют нормам, что нужно измерить, чтобы понять причину несоответствия? Если в сети произошел сбой, что было причиной? Какие превентивные меры нужно осуществить, чтобы исключить сбой в будущем? Отвечая на эти вопросы, мы приходим к необходимости измерений, не формализованных никакими алгоритмами. Можно указать подходы, технологию поиска неисправностей, но полностью алгоритмизировать ее нельзя. Поэтому эксплуатационные измерения предоставляют самый широкий простор для технического творчества. Здесь у каждого специалиста свой подход, здесь каждый инженер показывает уровень своих знаний, и здесь же раскрываются все различия в инструментах измерений – приборах. Уже на том основании, что параметры эксплуатационных измерений связаны с анализом причинно-следственных связей и процессов в системе, можно сказать, что объем измеряемых параметров здесь бесконечен и ограничивается только возможностью приборов и экономической целесообразностью реализации тех или иных методик.

Как уже было сказано, по отношению именно к эксплуатационным измерениям имеет смысл сравнивать функциональность приборов. Функциональность современных приборов устроена приблизительно одинаково: каждый прибор обеспечивает измерения всех параметров регламеоказателей, которые будут ценны при эксплуатационных измерениях. Поэтому сравнение приборов на базисе функционала регламентных измерений, как это делается в большинстве обзоров и руководящих материалах, – задача тривиальная, сравнения не получается, т. к. все приборы поддерживают все параметры регламентных измерений. Различия только в дополнительной функциональности, которая проявится в процессе работы службы эксплуатации. Именно на этом поле идет соревнование идей, методов и технологий.

Кстати, важный вывод, который можно извлечь из данного факта: создавать прибор на основании спецификации стандарта – значит создавать отсталый прибор, поскольку никакой дополнительной функциональности в нем не будет и в любом сравнении с альтернативами он будет стоять в конце. Именно этой болезнью «соответствия только стандарту» страдает отечественное приборостроение, и именно в этом одна из причин его хронического отставания.


Система или приборы?

При анализе основных тенденций в организации систем эксплуатации, получивших развитие в конце 90-х годов и развиваемых в настоящее время, может возникнуть философский вопрос: а нужны ли вообще в XXI веке приборы?

Уровень проникновения информационных технологий во все сферы деятельности уже сейчас достаточно высок. Успехи микроэлектроники в последние два десятилетия несомненны. Даже в бытовые устройства, мобильные телефоны, электронные записные книжки сейчас встраиваются микрокомпьютеры. Тем более электронными устройствами в буквальном смысле начинено любое современное телекоммуникационное оборудование. Как следствие, возникает вполне логичное желание реализовать функции самодиагностики, автокалибровки, автоподстройки «внутри» самого телекоммуникационного оборудования. Такие элементарные диагностические средства получили название сенсоров и в настоящее время широко внедряются в системах связи. По совокупности информации от сенсоров
производитель оборудования может создать систему управления всей сетью, построенной на однотипном оборудовании. Объединяя разные системы управления разных производителей на уровне представления и обработки данных, мы гипотетически можем построить глобальную систему управления сетью, что и было обозначено в концепции управления системами связи TMN. В этом мире, наполненном встроенными средствами диагностики и анализаторами информации от них, приборам, казалось бы, не остается места. В результате и на заре цифровизации систем связи, и в настоящее время ведется полемика: есть ли место современным диагностическим средствам в виде приборов.

Кроме того, сами измерительные средства в телекоммуникациях сейчас значительно эволюционировали. Низкая стоимость микроконтроллеров дает возможность создавать дешевые «микроприборы», выполняющие не весь перечень измерения параметров, но объединяемые в информационную систему. Появились территориально-распределенные измерительные комплексы (ТРИК), работающие по принципу TMN, но ориентирова встроенными сенсорами, а на базу в виде элементарных «микроприборов», обеспечивающих сбор информации непосредственно из трафика. Такая концепция оказалась удивительно жизнеспособной и сравнительно дешевой. Реализация концепции ТРИК на основе технологии открытых систем (OSS) позволила гибко интегрировать измерительные комплексы в системы управления предприятиями, компоненты TMN и IT-приложения.


Таким образом, в настоящее время перед нами стоят два важных вопроса:

• нужны ли в XXI веке приборы или они окончательно будут вытеснены системами управления и встроенными средствами диагностики;

• за какой концепцией будущее – отдельные приборы или OSS.


Постараемся ответить на них.

Ответ на первый вопрос непосредственно связан с термином «точка демаркации» (точка разделения ответственности разных производителей, разных операторов или оператора и пользователя). Для отечественной практики он сравнительно нов, хотя и интуитивно понятное. Проиллюстрировать его можно очень простым примером (рис. 1).

На рис.1 представлена типичная при эксплуатации разнородной цифровой сети
ситуация. Система А снабжена системой управления, которая полностью контролирует определенный район со всем входящим в него оборудованием. Такую же функцию выполняет система управления В для региона/системы В. В соответствии с приведенным определением точкой демаркации является точка А-В на стыке двух сетей. При эксплуатации могут возникнуть три категории неисправностей: неисправность в регионе А, неисправность в регионе В и неисправность, связанная с взаимодействием регионов А и В. В первых двух случаях система управления должна локализовать неисправность самостоятельно. Третий случай – нарушение взаимодействия двух регионов не обязательно связан с нарушением в точке демаркации, речь может идти просто о функциональном или логическом нарушении работы двух подсистем (например, несоответствии планов маршрутизации, информационных по



Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Измерительная техника

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>