ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Панорама
Настоящее и будущее ИАС в органах власти: поддержка управленческих решений или генератор спама?   

Информационно-аналитические системы (ИАС) в информационных ресурсах федеральных и региональных органов власти в этом году оказались в центре внимания – в первую очередь в связи с целым рядом правовых инициатив на высшем уровне, созданием при Министерстве экономического развития Совета по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти. Важным фактором, поднимающим интерес к ИАС, является и предстоящий в будущем году переход на федеральную контрактную систему. Проблематике аналитики в государственном управлении был посвящен семинар-совещание «Информационно-аналитические системы на службе органов власти и государственных учреждений», организованный и проведенный Издательским домом «Connect!». В работе семинара приняли участие представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства, других федеральных государственных структур и ведомств, академической науки, а также компаний – поставщиков ИТ-решений.

 

Вел работу семинара Николай Ильинзаместитель начальника Управления информационных систем Спецсвязи ФСО России, подчеркнувший в приветственном слове историческое значение текущего момента в контексте изменения парадигмы системы государственного управления, перехода на проектные методы управления бюджетом, временем, рисками, что, по его оценке, существенно меняет требования к методологии, архитектуре государственных информационных систем. Он отметил, что построенные за последние 20 лет ГИС – «мониторингового типа» (база данных и отчетность) – не дают нового знания и не обеспечивают возможность принимать эффективные управленческие решения. В дополнение к действующим 50 ситуационным центрам предстоит создать еще около сотни, а затем объединить их в единое информационное поле, насытив аналитическими подсистемами в целях поддержки принятия управленческих решений на всех уровнях и этапах реализуемых проектов в сфере госуправления. Докладчик подчеркнул, что в организационном плане все необходимые условия созданы: приняты нормативные документы, создан ряд межведомственных структур федерального уровня, и призвал участников семинара внести свою лепту в общее дело, выработав предложения по созданию аналитического компонента государственных информационно-распределенных систем и приняв по итогам коллективной работы соответствующий рекомендательный документ.

Алексей Полковниковпрезидент Национальной ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», констатировал, что до последнего времени продвижение проектного управления в государственных структурах происходило точечно – в тех ведомствах или подразделениях, где на руководящей позиции оказывался инициативный руководитель, и это всегда было связано для него с индивидуальным риском (если проект не заработает). И по сию пору представители органов власти пытаются применять проектное управление лишь на нижнем уровне – как инструмент минимизации рисков, констатировал он. Вместе с тем докладчик выразил надежду, что новые инициативы государства по внедрению проектного подхода к государственному управлению придадут проектному управлению статус легитимности его использования, снимут с инициатора преобразований риски исключительной индивидуальной ответственности и тем самым будут способствовать переходу проектного управления в стране на новый уровень.

С точки зрения формирования культуры проектного управления в государстве Алексей Полковников подчеркнул важность создания единых базовых стандартов на всех уровнях – государственном, отраслевом, корпоративном, а также необходимость использования международного опыта и рассказал о текущих международных тенденциях в области стандартизации проектного управления. Организация ISO, сообщил он, в настоящее время работает над двумя новыми стандартами по управлению портфелями и программами, которые, как планируется, будут утверждены в ближайшие два года. В IPMA недавно были сформированы новые требования к компетентности организации в области управления проектами, предполагающие три уровня компетентности: люди, команды и руководство, создающее среду, в которой эти люди и команды работают. Что касается национальных стандартов, то Росстандарт также проводит определенную работу, которая в основном заключается в переводе и адаптации наиболее инновационных западных стандартов. Кроме того, разрабатываются отраслевые стандарты, регламенты, требования к профессиональным компетенциям специалистов различных отраслей. Все это является основой для выработки корпоративных стандартов, для применения на уровне информационных систем, подчеркнул президент «СОВНЕТ».

 

О ценностных ориентирах проектного управления

Александр Пискунов участвовал в работе семинара в статусе независимого эксперта, не вполне привычном как для него самого, так и для всего ИТ-сообщества. Он выступил с программным докладом, многие положения которого выходили далеко за рамки узкой темы ИАС и проектного управления в системе государственной власти, обрисовывая ценностные ориентиры в развитии государственного управления – наверное, все-таки главные, хотя человеку и свойственно забывать о них. Он призвал расценивать свой доклад как ряд «интеллектуальных провокаций», цель которых – вызвать когнитивный резонанс представительной аудитории, что ему вполне удалось. Первым делом Александр Пискунов подчеркнул, что нельзя относиться к проектному, «программно-целевому» подходу к государственному управлению как панацее для спасения страны от распыления национальных богатств – это желаемый, но не гарантированный эффект. Показательными в этом плане являются российские программы в области вооружения, принятые в последние годы (все три, по его оценке, были провалены), а также американский опыт внедрения проектного управления в органах власти, продемонстрировавший необходимость длительных и значительных усилий. В этом контексте создание аналитического компонента государственных информационных систем – не цель, а инструмент, целью же является четкое видение направленности главного вектора развития страны, констатировал он. Принципиальный момент – выбор базовой национальной ценности и система ценностных координат, в отсутствие которых (или при наличии ложных) получается, как образно выразился докладчик, «путь во мраке».

 «Тупое» применение бизнес-технологий в сфере государственного управления, где невозможно делегировать политические риски (в отличие от финансовых – в бизнесе), – дело бесперспективное и даже опасное, предостерег Александр Пискунов. Это может привести к ситуации, когда вместо поддержки управленческих решений будет генерироваться спам, мешающий управлению. Особую сложность проектному управлению в масштабах государства добавляет то обстоятельство, что субъекты государства – власть, бизнес и общество – живут в разных пространствах и даже в разных временах. Бизнес смотрит на взаимоотношения общества и власти с точки зрения скорейшего возврата инвестиций и заинтересован в максимальной интенсивности и динамике процессов (в идеале – одна транзакция, одна микросекунда и тут же прибыль). Государство в таких условиях существовать неспособно, констатировал докладчик, поэтому вертикально интегрированные властные структуры по отношению к горизонтально интегрированным, сетевым бизнес-сообществам с точки зрения конкуренции обречены на проигрыш, а транснациональным коммерческим структурам государство вообще только мешает.

Очередным институциональным вызовом со следующего года станет Федеральная контрактная система (ФКС), которая должна будет выстроить матрицу ответственности и программный бюджет в рамках национальной платежной системы, напомнил собравшимся Александр Пискунов. Как это удастся увязать с реальными потребностями российского общества, бизнеса и власти – сейчас сказать невозможно, подчеркнул эксперт, но «либо мы поплывем во всем этом многообразии новых институций, постановлений, инструкций, либо регионы и отрасли утонут в новом потоке» инструкций и прочих бумаг, резюмировал он. Внедрение ФКС важно еще и потому, что ключевым для экономики является, по сути, не проектный, а контрактный офис. Необходимо обеспечить, с одной стороны, соответствие целей и результатов, с другой – не выйти за рамки бюджета, и именно контрактная система регулирует этот баланс через матрицу ответственности. Причем в развитых странах контрактную систему не рассматривают как инструмент для развития конкуренции – это единственный легитимный инструмент власти для реализации региональной и отраслевой политики независимо от доминирующих финансовых, региональных или медийных элит.

Глобальным вопросам и подходам был посвящен и доклад представителя академической науки Сергея Малковапрофессора факультета глобальных проблем МГУ им. М.В. Ломоносова, который рассказал о научных основах проектирования будущего социально-экономических процессов, т. е. не только прогнозного моделирования будущего, но и его корректировки. Существует множество технологий, позволяющих осуществлять мониторинг текущей ситуации, проводить анализ текущих тенденций, но для проектирования будущего необходимо формирование модели угроз, альтернативных действий и анализ того, как можно повлиять на будущее. С 2009 г. в Академии РАН идет проект «Комплексный системный анализ мировой динамики», нацеленный на моделирование глобальных и региональных проектов на уровне отдельных стран с учетом нелинейных процессов, в том числе кризисов. Основные проблемы, решаемые в рамках проектирования будущего в таких глобальных масштабах, – многофакторность, слабая формализуемость показателей, которые надо обязательно иметь в виду, сложность формирования комплексных интегрированных показателей, которые были бы репрезентативны, нелинейность, нестационарность и рефлексивность процессов управления и анализа. Мейнстримом современного подхода к экономике является позиция, согласно которой рыночный механизм все сам отрегулирует, поэтому нерыночные меры по корректированию экономики со стороны государства если и нужны, то в незначительной степени, и чем их меньше, тем лучше. На самом деле, как показывают последние исследования, любые экономические системы и макроэкономика в целом – неравновесные процессы, нуждающиеся в управлении (когда велосипед лежит, образно проиллюстрировал этот тезис Сергей Малков, он находится в равновесии, управлять им не нужно и невозможно, а когда едет – можно и нужно). Для Минэкономразвития, Минпрома и Минобороны учеными МГУ были осуществлены расчеты по обоснованию рационального военного бюджета в контексте влияния на экономику страны и ее геополитического статуса, которые показали, что при увеличении гособоронзаказа возрастает ВВП, но при этом возникает слишком большая нагрузка на экономику.

 

Об аналитическом инструментарии

Выступление Валентина Живиловаруководителя отдела маркетинга и продаж компании «Прогноз», было посвящено подходам, реализуемым компанией в ИТ-продуктах и решениях по поддержке принятия решений в сфере государственного управления. В частности, отметил он, в технологическом отношении большое внимание уделяется средствам визуализации данных, а также интеграции с геоинформационными системами в целях наглядного представления информации, что особенно удобно и эффективно для ситуационных центров. Информационно-аналитическая платформа компании содержит модуль экспресс-анализа (с возможностью быстрого построения OLAP-отчетов и графического представления информации), модуль анализа временных рядов, конструктор построения регламентных отчетов, компонент для построения прогнозных моделей и др. Типовые задачи, решаемые с помощью ИАС в рамках внедрений в государственных структурах, включают как сбор, хранение и обработку информации из различных источников, так и формирование сценариев развития ситуации. Например, что будет с системообразующими для региона предприятиями, чья продукция ориентирована на экспорт, в связи с падением спроса на сырьевых рынках, какие последствия ждут регион в целом, чья экономика зависит от устойчивости положения этих предприятий. В сфере исполнения гособоронзаказа при помощи продуктов и решений компании «Прогноз» можно осуществлять мониторинг производственных и финансово-экономических показателей, а также выполнения плановых заданий в отраслевом разрезе по видам вооружения и военной техники, контролировать эффективность предприятий по выполнению оборонных заказов,  производить расчет и оценку разнообразных, в том числе технологических, рисков.

Кирилл Фонасковруководитель проектов компании «ТЕРН», рассказал о некоторых проектах, реализованных компанией в структурах с государственным участием, например, в «Сбербанке» в рамках создания ситуационного центра, осуществляющего мониторинг его ИТ-инфраструктуры. Еще один проект выполнен в ближнем зарубежье, в Национальном банке Беларуси – внедрение аналитической системы мониторинга платежей в рамках национального проекта по созданию единого в масштабах страны платежного пространства розничных платежей населения. Одна из опций внедренной системы – информационная панель для руководства, на которой может быть представлена разнообразная информация – динамика розничных платежей, комиссионного дохода с возможностями визуализации информации по интересующим регионам и многое другое. В рамках другого проекта – в Аналитическом центре при Правительстве РФ – специалистами компании была внедрена система, которая дает возможность проводить анализ структурированной и неструктурированной информации на базе имеющегося в составе решения движка, позволяющего, в частности, искать информацию по ключевым словам в большом массиве текстовой информации. Кирилл Фонасков напомнил собравшимся, что платформой для аналитических решений компании является SAP Business Object, обеспечивающая  создание удобных для бизнес-пользователей инструментов, не требующих привлечения ИТ-специалистов при ежедневной работе в системе.

Юлия Кудрявцевадиректор по стратегическому развитию компании «САПРАН», в своем эмоциональном выступлении посетовала, что проникновение информационных технологий на уровне государственных услуг населению сегодня «ничтожно мало»: штрафы за неправильную парковку инспекторы ДПС по-прежнему выписывают без использования мобильных устройств, подключенных к единой государственной информационной системе с персональными данными водителей. Рассказывая об опыте своей компании в сфере мобильных приложений для бизнес-аналитики, она отметила, что хотя любая аналитическая система содержит внутри выверенные модели, продуманные процессы работы с информацией, загрузкой данных, их систематизацией и агрегацией, само мобильное приложение для конечного пользователя должно быть максимально простым и удобным.

Артем Кожуховпредставитель SAS Institute, напомнил, что под аналитикой в компании понимают не отчетность, а предиктивную, углубленную аналитику, позволяющую предугадывать ход событий и оказывать влияние на их ход. Основой для нее являются исходные данные, которые нужно обогащать за счет анализа данных из Интернета, а формальной вершиной – средства визуализации обработанной информации. Затем он представил аудитории новый продукт визуализации аналитики SAS Visual Analytics, который имеет версию для любых мобильных устройств, работающих под управлением двух основных ОС.

Юрий Кислицкийпредставитель компании «Парус», констатировал, что, несмотря на важность математических моделей, без достоверных, полных и несущих реальную информацию данных невозможна никакая бизнес-аналитика, что именно ее наличие является необходимым условием эффективного применения бизнес-аналитики в госсекторе. Компания не создает аналитических инструментов, ее основная специализация – учетно-управленческие, бюджетные системы. Это позволяет, учитывая большое число клиентов – государственных организаций и учреждений, представлять, какая именно информация циркулирует в разнообразных информационных системах бюджетных учреждений – как финансово-экономических, так и административно-хозяйственных – и работать с этой информацией, подготавливая ее к аналитической обработке.

Сергей Сухаревгенеральный директор ООО «Измеримые кадровые технологии», рассказал о системе управления кадровой политикой, которая во многом аналогична бухгалтерской программе, но только вместо материальных активов оперирует человеческим. Он напомнил, что, согласно экспертным мнениям, только 30% кадровых решений имеют положительный результат. Без перехода к интегрированным цифровым показателям любая аналитика в кадровой сфере будет оставаться описательной, а сама кадровая политика – непрозрачной, считает Сергей Сухарев. Чтобы реализовать потенциал ситуационных центров в плане подготовки информации для принятия управленческих решений, кадровую информацию необходимо в первую очередь оцифровать, перевести в систему «иерархических цифр», консолидированную информацию. Даже в условиях кадрового голода «мешок с анкетами» соискателей вакансий или действующих сотрудников, даже оцифрованный, но не систематизированный и не обработанный, – не лучше отсутствия этих анкет, уверен Сергей Сухарев. При этом недостаточно простой классификации анкет – нужно их оценить с использованием системы цветовых индикаторов, «светофоров», которые показывали бы не только наличие соискателей либо сотрудников на тех или иных позициях, но и степень соответствия требованиям той или иной позиции, причем с привязкой к конкретному производственному функционалу. В рамках такой комплексной информационно-аналитической системы можно осуществлять оценку кадрового потенциала (по аналогии с бухгалтерией – это инвентаризация активов), мониторинг, контроль и аудит человеческого капитала, измеримый учет и управление кадровыми активами, в том числе  измеримое карьерное развитие сотрудников.

 

Ведомственные информационные системы

Следующий доклад можно отчасти расценить как косвенное доказательство недопонимания ценностных ориентиров многими представителями управленческого истеблишмента ОПК, преобладания формального подхода к внедрению проектного подхода к управлению. Владимир Гордейчукзаместитель генерального директора – исполнительный директор ЗНПАО «Отделение проблем военной экономики и финансов», рассказал аудитории об опыте создания автоматизированной системы для оценки финансово-экономических рисков при исполнении государственного оборонного заказа, которая в настоящее время находится на этапе государственных испытаний. В рамках этого проекта, отметил докладчик, формирование проекта и оценка рисков были изначально разделены, что, добавил он, конечно же, неправильно с точки зрения основополагающих принципов проектного управления, но таково было пожелание заказчиков, которое приходилось учитывать, с тем чтобы система была воспринята «управляющим истеблишментом». Таким образом, модель рисков, заложенная в данной системе, предполагает, что проект сформирован правильно, а оцениваются только риски, возникающие в ходе его реализации. Отвечая на вопрос из зала о рисках недостижения технических показателей и свойств образца вооружения, докладчик сказал, что они в рамках данного проекта не оценивались, поскольку остаются прерогативой взаимоотношений предприятия – исполнителя заказа и военного представителя заказчика.

Илдар Ахмадишиндиректор центра ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления», рассказал о созданной силами института аналитической подсистеме государственной автоматизированной информационной системы гособоронзаказа (ГАС ГОЗ). Аналитическая подсистема предназначена для мониторинга процессов формирования, размещения и исполнения государственных программ в сфере ОПК, оценки состояния предприятий ОПК, мобилизационной готовности организаций, динамики изменения цен, военно-технического сотрудничества и др. Основными исходными данными, обрабатываемыми в системе, являются расчетно-плановые показатели, номенклатура и технические характеристики продукции, сведения об оборудовании, комплектующих, применяемых при НИОКР, технологиях, информация о зарубежных аналогах, об изобретениях, сведения о предприятиях, участвующих в формировании, размещении и выполнении ГОЗ. Илдар Ахмадишин рассказал еще об одной разработке института – системе централизованного упорядочивания и ведения условно-постоянной информации (справочники, классификаторы, термины), обеспечивающей соответствующей информацией все ИС Минобороны, где система уже работает. Докладчик подчеркнул, что использование данного решения не является исключительной прерогативой Минобороны, это тиражируемое решение, которое институт готов внедрять и поддерживать в других министерствах и ведомствах ОПК.

Ситуации с созданием единого информационного пространства в сфере образования был посвящен доклад Юрия Юшутиназаместителя директора по разработке и сопровождению государственных информационных систем ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (ЦИТИС). Он констатировал, что государство сегодня упустило возможность управлять информационной образовательной средой, поскольку в Интернете уже существует множество задействованных в образовательных процессах ресурсов, в том числе  коммерческих. Но ситуацию планируется исправить: в целях создания единой образовательной среды в министерстве уже разработана соответствующая концепция, предусматривающая, в частности, использование аналитики. Первым этапом на этом пути должна стать уже выполняемая в министерстве работа по созданию единого информационного поля в собственном ведомстве на основе единой информационной системы. Аналитические сервисы для образовательных учреждений, реализованные в этой системе, по оценке Юрия Юшутина, станут дополнительным фактором регулярного использования системы, а не разового занесения данных во время мониторинга образовательной системы со стороны министерства (в рамках рабочей версии ЕИС, уточнил представитель ЦИТИС, отдельные аналитические сервисы уже реализованы и работают).

Проанализировал ситуацию с автоматизацией предприятий ОПК Алексей Гончаргенеральный директор ФГУП «Федеральный центр информатизации Счетной палаты РФ». Он отметил, что в то время как на рынке информационных систем наблюдается тенденция к снижению аппаратных средств, переход к преобладанию программных комплексов, на предприятиях оборонного комплекса ситуация обратная: аппаратные средства преобладают, аналитика – или слабая, или вообще отсутствует. Единый государственный реестр РФ включает более 300 информационных систем, при этом удельные затраты на создание и эксплуатацию систем в расчете имеют разброс от нескольких десятков до десятков миллионов рублей на одно рабочее место. Коснувшись создаваемой территориально распределенной Государственной ИАС контрольно-расчетных органов, докладчик отметил, что данная система создается в первую очередь в интересах именно контрольно-расчетных органов РФ (общим количеством  83), но в ней будут работать и крупнейшие муниципальные образования страны (Москвы и других больших городов). К факторам, сдерживающим развитие ИАС в органах государственной власти, Алексей Гончар отнес, в частности, отсутствие единой политики информатизации госструктур в условиях зависимости контрольно-расчетных органов от данных, источником которых являются государственные учреждения и структуры. В числе текущих задач развития единой системы контрольно-расчетных органов докладчик назвал переход с традиционной серверной архитектуры на виртуальную ИТ-инфраструктуру, развитие информационного взаимодействия, стандартизацию регламентов и нормативно-правового обеспечения, внедрение результатов НИОКР с использованием единой аналитической платформы. В заключение Алексей Гончар отметил, что система управления качеством на предприятиях ОПК в 90% случаях создается формально, только для того, чтобы получить допуск к оборонным заказам. Формальное отношение и к информационным системам, в том числе к использованию аналитики. Чтобы уйти от формальности, необходимо ввести принцип персональной ответственности первого лица предприятия.

Геоинформационные системы находят все более широкое применение в области государственного управления, что безусловно оправданно. ГИС удачно сочетают аналитические возможности и наглядность представления информации с привязкой к местности, что дает возможность увидеть ситуацию в целом и принять взвешенное управленческое решение. Федеральная государственная система территориального планирования (ФГС ТП) – пример использования ГИС в области управления строительством и реконструкцией объектов с учетом действующих нормативных ограничений в масштабах страны. Дмитрий Мордвиновначальник отдела мониторинга и контроля в сфере территориального планирования Департамента стратегического развития государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития, рассказал об истории ее создания, архитектуре и текущей проблематике эксплуатации. Система эксплуатируется уже больше двух лет (с сентября 2011), основными ее задачами  являются обеспечение оперативного достоверного доступа к сведениям, необходимым для подготовки документов территориального планирования, а также автоматизация процессов согласования документов в рамках территориального планирования. Система имеет трехуровневую архитектуру: федеральный, региональный и муниципальный, тем самым обеспечивается единое пространство доступа к материалам и сведениям, размещенным их обладателями – административно-муниципальными образованиями. В базе данных собственно ФГС ТП хранятся исключительно документы по территориальному планированию, которые готовятся или проходят согласование. Что касается остальной информации, необходимой для их подготовки и согласования, то она поступает из смежных систем в качестве электронных сервисов – это гарантирует актуальность информации на момент ее получения. В частности, цифровую картографическую основу РФ поставляет Росреестр, схему территориального планирования в области энергетики – ГИС Минэнерго, информацию о чрезвычайных ситуациях – МЧС. В функции ФГС ТП, по словам докладчика, входит и работа с данными ведомственных моделей, позволяющая проводить аналитику (в атрибутивной части) по объектам, представленным на карте. В настоящее время одной из технических проблем системы является то, что получить картографические элементы документов по ТП в векторном формате очень сложно. Растровый формат значительно снижает возможности обработки и анализа картографических элементов в рамках ГИС, но, как отметил Дмитрий Мордвинов, в будущем году эта проблема будет решена – подготовлено соответствующее распоряжение. Интересно, что система территориального планирования доступна всем пользователям Интернета, но в ней, разумеется, предусмотрены различные роли и возможности в зависимости от статуса пользователя (у пользователей Интернета – гостевой режим без права ввода информации).

 Зинаида Авдеевастарший научный сотрудник, ФГБУ науки и Института проблем управления  им. В.А. Трапезникова Российской академии, наук рассказала в том числе об опыте института в решении прикладных задач и о так называемом «программно-методическом комплексе когнитивной структуризации и моделирования сложных проблемных ситуаций». Данный комплекс использовался в целом ряде проектов – например, для создания технологии и ПО для паспортизации проблем национальной безопасности РФ во взаимодействии с ситуационными центрами силовых ведомств, а также при разработке методов выявления критичных подсистем и узлов важных народнохозяйственных объектов в целях обеспечения безопасности мегаполиса.

Доклад Светланы Тарашнинойначальника отдела моделирования и прогнозирования ГУП «Санкт-Петербургский информационно аналитический центр» (СПб ИАЦ), был посвящен региональной и муниципальной практике информационно-аналитической поддержки органов власти на примере деятельности СПб ИАЦ. В частности, она рассказала об интегрированной системе информационно-аналитического обеспечения деятельности ИОГВ Санкт-Петербурга, которая имеет в своем составе расширения на базе решений SAS и позволяет осуществлять мониторинг различных сфер жизнедеятельности региона (в том числе сбор, хранение и обработку информации), проводить комплексный анализ и прогнозирование социально-экономических процессов, выявляя важнейшие тенденции и закономерности, а также осуществлять подготовку предложений по решению существующих проблем.

 

Вместо заключения

В рамках семинара-совещания было проведено анкетирование, результаты которого дают представление о том, как оценивают использование средств аналитики в органах власти участники семинара, а значит, пусть и косвенным образом, с определенной погрешностью – о реальном состоянии дел.

Отвечая на вопросы о востребованности аналитических инструментов обработки данных в госструктурах, большинство анонимно опрошенных сотрудников различных ведомств положительно оценили степень внимания своих руководителей к качеству аналитической работы ведомства: около 60% – «отлично», свыше 30% – «хорошо». При этом, как показал опрос, в работе 40% участвовавших в семинаре ведомств уже в полной мере используются специализированные аналитические программные продукты. Представители еще примерно 20% ведомств сочли использование BI-инструментария недостаточным. Среди производителей BI-продуктов, применяемых в ведомствах, чаще других назывались Oracle, Microsoft и «Прогноз». В качестве вендоров, чьи продукты представляются опрошенным наиболее привлекательными по качеству, в ответах анкеты фигурировали такие производители, как SAP, IBM, SAS.

Несколько вопросов анкеты касались степени востребованности экспертов при выработке важных решений в ведомствах. Более 40% опрошенных присвоили высший балл этому показателю, почти столько же оценили степень использования знаний экспертов в своем ведомстве на «четверку». Две трети респондентов подтвердили значимость коллективных совещаний в принятии решений руководством ведомств, хотя высшей оценки этот процесс заслуживает по мнению только 9% опрошенных. Кроме того, использование специализированных математических инструментов для обработки экспертных мнений было признано подавляющим большинством респондентов либо недостаточным, либо вовсе отсутствующим. Наличие в ведомстве оборудованного ИКТ-средствами ситуационного центра подтвердили более половины опрошенных. Из них только каждый четвертый заявил, что СЦ используется для коллективной выработки решений постоянно. Остальные ведомства, имеющие СЦ, пользуются им, согласно опросу, эпизодически или только в кризисных ситуациях. Почти половина представителей ведомств, имеющих СЦ, отметили недостаточное оснащение его как аппаратным, так и программным обеспечением.

Следующий блок вопросов анкетирования предлагал участникам семинара дать сравнительную оценку организации аналитической работы в федеральных и региональных ведомствах. В ряд положительных примеров респонденты неоднократно включали такие структуры, как МЧС, РЖД, Росгидромет и Счетная палата. В рейтинге недостаточного внимания к организации аналитической работы были не раз упомянуты Минтранс, Минздрав и Минрегион. В список положительных примеров организации аналитической работы в регионах вошли, в частности, госструктуры Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и Краснодарского края.

Также участникам опроса было предложено оценить профессиональные качества специалистов, занимающихся в госструктурах анализом данных и прогнозированием. Что касается среднего уровня подготовки чиновников в области ИТ, то представители половины ведомств оценили ее как удовлетворительную, 35% – как хорошую и 15% – как отличную. Средний уровень профессиональной подготовки BI-специалистов был оценен респондентами как удовлетворительный более чем в половине анкет, как хороший – в трети случаев. На вопрос: «Предпринимаются ли какие-то шаги в вашем ведомстве по повышению уровня специальной подготовки кадров в сфере BI?» – подавляющее большинство опрошенных ответили утвердительно, однако больше половины из них указали, что считают эти шаги недостаточными.

Предложением в свободной форме перечислить проблемы качества аналитической работы ведомства и наиболее целесообразные пути их решения воспользовались многие участники семинара. Как следует из ответов, наиболее актуальными проблемами можно считать несовершенство системы подготовки и привлечения аналитиков, недостаточно четкое целеполагание при постановке руководством прогнозно-аналитических задач, потребность в интеграции ведомственных и региональных данных, необходимость дополнительного финансирования для развития BI-аналитики в органах власти. Целый ряд указанных в анкетах конструктивных предложений и путей решения этих и других проблем вошел в итоговый документ семинара.




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Бизнес-аналитика

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>