ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Тема номера
Илья Катчан: «Государственные структуры в нашей стране неизбежно придут к использованию глубинного анализа данных»   

Интервью с директором по работе с государственными компаниями, SAS Россия/СНГ

– Государственные структуры в нашей стране накопили немалое количество данных, и, в принципе, всеми ими могут пользоваться для решения своих задач. Но насколько российские ОГВ готовы использовать решения для аналитики данных? Наблюдается ли с их стороны реальный интерес к таким решениям, или пока превалирует «консерватизм»?

Илья Катчан– В последние годы мы наблюдаем устойчивый рост интереса государственных структур к аналитическим решениям. Конечно, госсектор в этом смысле несколько отстает от коммерческого. Тем не менее, в государственных структурах уже завершен первый этап автоматизации – установлены транзакционные системы, внедрен электронный документооборот, налаживается процесс межведомственного электронного взаимодействия. И многие госорганы уже вплотную подошли к решению задач более высокого уровня – аналитических. Эта задача становится все более актуальной, поскольку сейчас идет реформа по смене старой модели государственного управления на новую, направленную на развитие программно-целевых методов управления, ориентированных на результат.

Если заглянуть на портал госзакупок, там можно обнаружить очень много объявлений о тендерах на реализацию хранилищ данных и построение систем аналитической отчетности. Кроме того, в стране сейчас создается система ситуационных центров органов государственной власти, а ситуационный центр – это очевидная сфера приложения аналитических систем. 

На данный момент в госорганах строятся и используются такие компоненты информационно-аналитических инструментов (BI-систем), как системы визуализации (интерактивные отчеты, панели показателей) и, частично, системы финансово-экономического анализа (мониторинг индексов, цен, тарифов, оперативный анализ бюджетов субъектов) и мониторинга чрезвычайных ситуаций. До действительно серьезной аналитики, в частности, экспертного и сценарного анализа, прогнозирования и управления рисками, интеллектуальной обработки текстовой информации, дело пока не дошло. Для этого сначала необходимо очистить, обогатить и консолидировать данные для подготовки согласованной и достоверной аналитической информации. И определенные шаги здесь уже делаются. 

Федеральные органы государственной власти понимают ценность аналитических систем, и деньги на эти цели в бюджете есть: как сообщил недавно председатель Правительства РФ, на внедрение и использование информационных технологий органами власти в федеральном бюджете на 2012 г. заложено 67,4 млрд руб., а всего до 2015 г. – 181 млрд руб. 

Региональные органы власти в основном пока заняты проектом СМЭВ. Система межведомственного электронного взаимодействия должна была заработать во всех российских регионах с 1 июля 2012 г., но, к сожалению, не все регионы успели должным образом подготовиться. Для них аналитика – скорее вопрос завтрашнего дня. 

– Какие актуальные задачи российских ОГВ могли бы эффективно решаться при помощи аналитических систем, в частности, решений SAS, с учетом сегодняшнего уровня информатизации ОГВ?

– Основной «конек» компании SAS – углубленная, интеллектуальная аналитика больших массивов данных на базе математических моделей – нейронных сетей, деревьев решений, логистических регрессий и т. д. Как я уже говорил, для использования углубленной аналитики данные должны быть подготовлены – консолидированы и очищены. Поэтому, на наш взгляд, на текущий момент наиболее актуальная задача для госорганов – собрать данные в едином хранилище (если не физически, то хотя бы логически) и повысить их качество (скорректировать, устранить дублирующие записи и пр.). Это обязательный и неотъемлемый этап любого проекта по внедрению системы глубинного анализа данных, тот фундамент, который обеспечивает качество и точность результатов анализа данных. Предварительная подготовка данных в конечном итоге даст возможность получать целостную картину о субъекте, объекте или явлении на основании данных из множества источников.

SAS как лидер в области разработки комплексных аналитических систем предоставляет полноценную промышленную платформу, обеспечивающую полный цикл работы с данными – сбор, агрегацию, очистку, обогащение, аналитическую обработку и выдачу в виде отчетов. Поэтому целый ряд продуктов SAS может успешно использоваться и на этапах, предшествующих собственно глубинному анализу данных. 

Если смотреть на перспективу, то я бы назвал четыре основных направления анализа, которые будут востребованы органами госвласти.

Первое – это анализ неструктурированной информации, например, текстов в Интернете. За 2011 г. человечество сгенерировало столько данных, сколько не было создано за всю предыдущую историю. Темпы создания данных будут только повышаться, и с этими данными можно и нужно работать. 

Показательный пример – результаты совместного исследования компании SAS и United Nations Global Pulse (проект ООН по использованию цифровых данных и их анализа в реальном времени в целях глобального развития). Выяснилось, например, что анализ записей с социальных сетей и блогов позволяет предвидеть такое явление, как снижение уровня занятости населения. Ведь вполне естественно, что если человек опасается по тем или иным причинам потерять работу, он начинает искать способы сократить свои расходы, ищет более дешевые товары или пытается продать что-то из своего имущества. И эти факты находят отражение в интернет-записях, результаты анализа которых с удивительной математической точностью (уровень доверия более 90%) коррелируют со статистическим данными по всплескам безработицы. Если органы власти располагают подобными прогнозами, они могут заблаговременно принять адекватные меры. А что уж говорить о таких вещах, как рост социального недовольства или подготовка противоправных выступлений? Они отражаются в Интернете самым прямым образом. 

Второе направление связано с обеспечением безопасности и правопорядка. Для этих целей применяются аналитические решения, способные выявлять случаи мошенничества, различных злоупотреблений, уклонения от уплаты налогов, нелегальной миграции и т. п. Такие системы работают на базе поведенческих моделей. Каждый человек совершает транзакции – снимает деньги со счета, совершает покупки, поездки, обращается с запросами, в том числе в органы власти, и т. п. Данные об этих транзакциях содержатся в различных базах данных. Собрав их воедино и используя аналитику, можно выявлять закономерности поведения. Например, если человек получает пособие по безработице или другие социальные выплаты и в то же время совершает крупные покупки, это повод задуматься о правомерности выплаты пособия. Причем, хочу подчеркнуть, речь идет не о выявлении единичных случаев в ручном режиме, а об автоматизации этой работы – система сама обнаруживает подозрительный кейс и выдает ответственным лицам полную картину ситуации. Одновременно с этим система способна подсказать, какой ход давать обнаруженной информации, куда направлять ее для расследования. 

Для таких целей решением SAS пользуется, например, департамент труда и пенсий Великобритании. Только за первый год использования системы он выявил подозрительных случаев, требующих детального расследования, на 200 млн фунтов. А например, в Бельгии, решение SAS нашло применение для выявления неправомерного возмещения экспортного НДС. До внедрения системы возмещение этих сумм обходилось бюджету примерно в 1 млрд евро в год, после внедрения – около 35 млн евро. Эффект колоссальный: статья расходов сократилась более чем в 28,5 раз.

Третье важное и актуальное направление – прогнозирование, в частности, социального, микро- и макроэкономического развития страны. Скажем, для разработки и реализации пенсионной реформы прогнозная аналитика имеет просто неоценимое значение.

Четвертое направление, которое будет очень востребовано в перспективе, – это оценка рисков: экономических, политических, кредитных и пр. Думаю, не надо объяснять, что знание потенциально слабых мест той или иной государственной федерально-целевой программы либо отдельного проекта позволяет более эффективно перераспределять имеющиеся ресурсы.

– В целом, насколько тесно SAS сотрудничает в органами государственной и муниципальной власти? Те примеры, которые вы привели, насколько они типичны? 

– На глобальном уровне работа с госсектором – крупнейшее направление бизнеса SAS, как по количеству клиентов, так и по объему дохода. Решениями SAS пользуются структуры финансово-экономического блока, в том числе центральные банки; силовые структуры и органы охраны правопорядка (например, полицейские департаменты); таможенные органы; органы статистики; мэрии городов и другие государственные институты. Многие примеры проектов опубликованы, с ними можно ознакомиться.

Наиболее хорошо использование глубокой статистики в работе органов власти развито в Европе и США. Но есть немало примеров и в других странах. В Гонконге применяется система интеллектуального анализа обращений граждан. В месяц таких обращений приходит до 96 тыс. Своевременно реагировать на них и принимать меры для повышения качества жизни граждан без подобной системы просто нереально. На Филиппинах решение SAS позволило повысить собираемость налогов. Возврат инвестиций от внедренной системы только за первый год оценивается в 400%.

В Канаде система SAS используется в целях развития системы здравоохранения. Анализировались данные, накопленные за 17 лет. В итоге государство смогло получить картину заболеваемости, оценить качество медицинской помощи, определить факторы, влияющие на состояние здоровья населения, и выработать адекватные меры. 

Со временем государственные структуры в нашей стране неизбежно придут к тому же уровню использования глубинного анализа данных.

– В чем особенности требований к функциональным и технологическим характеристикам аналитических систем со стороны государственных структур? Насколько они должны отличаться от тех решений, которые предлагаются для бизнес-сегмента?

– В части функциональных и технологических характеристик принципиальных отличий нет. Более того, государственные структуры зачастую весьма успешно используют наработки, сделанные в бизнес-сегменте.

Однако применительно к госструктурам надо учитывать несколько важных моментов: большие объемы обрабатываемых данных, необходимость соответствия требованиям национальной безопасности (наличия соответствующих сертификатов), а также, по возможности, поддержки систем с открытым кодом. 

Технологии обработки больших объемов данных, в том числе неструктурированных, компания SAS развивает и применяет вполне успешно. Тот уровень конфиденциальности, который требуется для работы с гостайной, для аналитической системы, как правило, не нужен. Что касается перехода на ПО с открытым кодом и стремления поддерживать отечественных разработчиков, то, с одной стороны, это правильно: не всегда может быть резонно отдавать за рубеж деньги на информатизацию. Но, с другой стороны, надо понимать, что фирменные технологии ушли далеко вперед. «Догнать и перегнать» их, наверно, и можно, но в весьма отдаленной перспективе. Госорганы в нашей стране активно используют сертифицированные системы известных зарубежных вендоров, и ничего зазорного в этом нет. Просто нужно вдумчиво оценивать, какой вариант в каждом конкретном случае будет более эффективным и целесообразным.



Подготовила Людмила Леснова






Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Бизнес-аналитика

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>