ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Панорама
Основные направления создания и функционирования системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации   

Миронов Алексей Геннадьевич
заместитель директора ФСО России –
руководитель Службы специальной связи
и информации ФСО России

Оптимизация государственного управления для достижения устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности в настоящее время, без сомнения, является одной из самых актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти Российской Федерации (далее – ОГВ).

C целью ее выполнения Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 были утверждены «Основы стратегического планирования в Российской Федерации», в которых проведение стратегического анализа, а также мониторинг уровня развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности предполагается осуществлять через систему распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (далее –
СР СЦ). 

Первоочередным шагом в создании СР СЦ ОГВ должна стать реализация такого определяющего направления, как разработка соответствующей методологической базы.

Спецсвязью ФСО России подготовлены методические рекомендации по созданию СЦ, в которых определены требования к единой технической политике, типовым программным решениям, информационной безопасности, составу и характеристикам программно-аппаратных комплексов создаваемых СЦ. Ведется активная работа над Концепцией создания СР СЦ ОГВ и Программой ее реализации. 

С момента ввода в эксплуатацию Ситуационного центра Президента Российской Федерации в 1996 г., который является ядром создаваемой системы, проделана масштабная работа по строительству основных элементов системы – ситуационных центров. 

Соответственно модернизация действующих и строительство новых СЦ являются важнейшим направлением создания системы распределенных ситуационных центров ОГВ.

Следует признать, что на первоначальном этапе строительства СЦ принимались не согласованные с ФСО России решения по проектированию и обеспечению функционирования СЦ, что привело к проблемам в организации их взаимодействия. Поэтому на данный момент одним из самых актуальных является направление обеспечения интеграции СЦ в создаваемой системе, включающее телекоммуникационную, техническую, информационную и организационную составляющие.

Важную роль в обеспечении взаимодействия СЦ также исполняет система защищенной видеосвязи ОГВ, охватывающая более 300 абонентов на всех уровнях государ-ственной власти РФ.

Одно из решений проблемы интеграции СЦ в техническом плане заключается в реализации принципа применения типовых решений при определении состава и унификации характеристик оборудования программно-технического комплекса соз-
даваемых и модернизируемых СЦ. 

Анализ опыта функционирования СЦ показывает, что эффективность их применения для информационно-аналитической поддержки подготовки управленческих решений нередко не соответствует предъявляемым требованиям. Это подчеркивает важность направления информационно-аналитического обеспечения в СР СЦ ОГВ

Наиболее перспективными в рамках этого направления являются работы по созданию типовых для СР СЦ ОГВ решений, реализующих базовые технологии аналитической обработки и представления информации и объединяющих средства сетевого и календарного планирования, упреждающего контроля, OLAP-анализа, анализа результатов социологических исследований и экспертных сессий, моделирования и прогнозирования развития ситуаций.

В настоящее время Спецсвязью ФСО России ведется разработка базового набора функциональных задач для информационного обеспечения деятельности органов власти по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития страны и регионов, которые рассматриваются на регулярной основе в ходе совещаний в СЦ (реализация национальных проектов, развитие системы ЖКХ, рынка труда, продовольственного и лекарственного обеспечения населения, обеспечение социально-политической стабильности, ликвидация последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и др.).

В создаваемом едином распределенном фонде уже накоплены значительные информационные ресурсы статистических, социологических, текстовых данных, а также методики и алгоритмы обработки разнородной информации для обеспечения функционирования СР СЦ ОГВ. 

На базе единого распределенного фонда данных функционирует комплекс информационно-аналитических систем, развитие которого должно осуществляться преимущественно по пути создания систем нового поколения – проект-ного управления, информационно-управляющих и экспертно-аналитических, а также модернизации действующих аналитических мониторинговых систем, расширения их целевого функционала. 

Практика работы СЦ показала востребованность технологий интеллектуальной обработки информации при обеспечении проводимых в СЦ мероприятий, например экспертно-аналитической системы, позволяющей оптимизировать процесс подготовки и принятия решений. 

Информационная интеграция должна осуществляться на основе технологии портальных решений, что обеспечит возможность реализовать в СР СЦ концепцию единого информационно-коммуникационного пространства. 

Для интеграции СЦ и координации информационных потоков на основе единой технологии информационного обмена необходимо создать центр управления и координации СР СЦ ОГВ. Контроль функционирования системы предполагается осуществлять по специальным индикаторам, отражающим ход выполнения функциональных задач СЦ ОГВ.

Специфика деятельности органов государственного управления предусматривает реализацию направления обеспечения информационной безопасности при создании и обеспечении функционирования СР СЦ.

В системе должна обеспечиваться защита от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении защищаемой информации. 

Не менее важным является направление кадрового обеспечения создания и функционирования СР СЦ ОГВ.

Таким образом, создание СР СЦ ОГВ Российской Федерации должно способствовать повышению эффективности государственного управления в мирное время, в особый период и при возникновении чрезвычайных ситуаций на основе предоставления руководству ОГВ современных инструментальных средств, обеспечивающих анализ, оценку, прогнозирование развития ситуации и поддержку принятия управленческих решений. 

 


Ильин Николай Иванович
заместитель начальника управления
информационных систем (УИС)
Спецсвязи ФСО России, профессор

В органах государственной власти накоплен значительный опыт создания и эксплуатации СЦ, оснащенных современной вычислительной техникой, принципиально новыми технологиями обработки информации и средствами телекоммуникаций.

ФСО России создает систему распределенных СЦ органов государственной власти, включающих в себя Ситуационный центр Президента Российской Федерации и ситуационный центр Правительст-ва Российской Федерации, ситуационные центры Администрации Президента Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации. На втором уровне находятся ситуационные центры полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей министерств, агентств и служб. На третьем уровне – ситуационные центры глав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ситуационные центры корпораций и крупных предприятий.

Новые возможности, которые обеспечивают ситуационные центры, основаны на слиянии технологий передачи информации и представления ее в реальном времени, методов анализа и оценки ситуаций, а также организации коллективной работы экспертов непосредственно в процессе решения задач. 

Ситуационные центры обеспечивают взаимодействие между вычислительными системами, банками знаний, инструментально-моделирующими средствами и людьми, которые находятся непо-средственно в ситуационном зале. Технологии ситуационных центров позволяют организовать обмен знаниями с помощью сетевых технологий, специальных программ управления реализациями, а также на основе удаленного доступа для получения дополнительных сведений через видеоконференцсвязь. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления состоит в том, что в ходе проведения совещаний в режиме реального времени можно просчитывать и анализировать последствия управленческих решений. 

Ситуационный центр рассматривается как инструмент анализа и решения оперативных, тактических и стратегических задач государ-ственного управления. Это единый образный язык описания проблемы и вариантов ее решения, полный цикл анализа от планирования до контроля исполнения, информационно-аналитическая поддержка на всех этапах подготовки принятия решения, новая методология и технология подготовки принятия решения в органах государственной власти.

Интеллектуальным ядром СЦ являются информационно-поисковые и информационно-аналитические системы, обеспечивающие решение функциональных задач и информационное взаимодействие СЦ разных уровней организационного управления. 

Системы моделирования макроэкономических, отраслевых и региональных процессов, общественно-политического развития и национальной безопасности дают возможность структурировать большие объемы информации, проводить анализ в многомерном пространстве, выявлять устойчивые взаимосвязи, определять тенденции и закономерности событий. 

Опыт разработки и эксплуатации системы СЦ в ФСО России позволил выявить следующие направления их развития:

  • создание системы распределенных СЦ на базе типовых проектных решений для всех видов обеспечения с обязательным учетом ведомственных особенностей, как функциональных, так и программно-аппаратных;
  • создание адаптивных программно-технических и информационно-методических средств, обеспечивающих быструю настройку конфигурации СЦ для решения актуальных проблем управления; 
  • создание комплексной системы моделирования, позволяющей оперативно формировать из набора существующих моделей част-ных задач оптимальную модель ситуации, описывающую вновь возникшую проблему;
  • совершенствование технологий подготовки и принятия решений с помощью коллективных средств отображения коллективного пользования с эффектом погружения на основе современных визуально-интуитивных технологий представления данных. Применение технологий информационного портала для обеспечения быстрого, простого и удобного доступа в различные по структуре, представлению и форматам хранения базы данных. Использование современной трехмерной графики с целью улучшения восприятия информации о возникшей ситуации;
  • совершенствование мобильных компонентов ситуационных центров для решения различных управленческих задач, связанных с выездом лица, принимающего решение, или группы лиц на места событий.

Перечисленные направления развития системы СЦ обеспечат повышение эффективности и качества управленческих решений, позволят оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии развития ситуации и вырабатывать эффективные решения, наиболее рационально применять современные технологии и средства обработки информации. 




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Ситуационные центры

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>