ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Интервью номера
Сергей Алымов, Олег Ватулин: «За 10 лет работы «РуСат» стал брендовым именем на рынке спутниковой связи»   

Несмотря на то, что любая организация имеет свое название, логотип той или иной степени узнаваемости, иногда ее лицом становятся сотрудники. «РуСат» – именно такой случай. В юбилейный для компании год мы решили побеседовать с Сергеем Алымовым, генеральным директором, и Олегом Ватулиным, заместителем генерального директора «РуСат», которые стояли у истоков компании. Во многом благодаря их усилиям и грамотному руководству «РуСат» стал одним из лидеров рынка услуг спутниковой связи, пользующимся заслуженным уважением его участников.

– В этом году «РуСат» исполняется десять лет. Примите искренние поздравления с таким знаменательным событием! Что представляет собой «РуСат» сегодня?

Сергей Алымов: Спасибо за поздравления! «РуСат» сегодня – это еще молодая и энергично растущая, но вместе с тем уже опытная компания. Это команда состоявшихся профессионалов в области спутниковой связи, за плечами которых немало значимых проектов. «РуСат» – это сложившийся коллектив амбициозных людей, настроенных на достижение кон-кретных целей, выполнение и решение самых сложных задач, возникающих по мере развития нашей деятельности. Мы можем по праву гордиться большим количеством реализованных технически сложных проектов, которые на слуху не только в России, но и на мировом рынке. «РуСат» – это современный телепорт, построенный фактически «с нуля» и являющийся сегодня одним из самых лучших телепортов в Российской Федерации. «РуСат» – это достаточно серьезные финансовые показатели, по которым мы также находимся в числе лидеров. За десять лет работы «РуСат» стал брендовым именем на рынке спутниковой связи.

Олег Ватулин: Наверное, по историческим меркам десять лет – это немного, но если задуматься, то те люди, которые десять лет назад начинали вместе с нами создавать и развивать компанию, прошли довольно значительный путь своей жизни и своего профессионального роста. Благодаря им «РуСат» стал тем, чем является теперь, – универсальным спутниковым оператором с богатым опытом и техническими возможностями, а самое главное – стабильно работающей компанией. Все эти годы, несмотря на экономические потрясения и перемены, нам удавалось обеспечивать рост бизнеса. Возможно потому, что мы предпочитаем действовать продуманно и не участвовать в авантюрных проектах, не берем кредитов, которые не в состоянии отдать, а просто работаем. Про телепорт, который мы построили, и остальную инфраструктуру нельзя сказать, что строительство завершено, дело сделано. Все это находится в постоянном развитии – ставится новое оборудование, применяются новые технологии, появляются новые партнеры-производители, и конечно, начинают предоставляться новые услуги – например, по комплексному сервисному обслуживанию и ремонту оборудования спутниковой связи. Для заказчиков это стало существенным подспорьем. 

– Все эти годы вы возглавляли компанию и вели ее успеху. Поделитесь своим восприятием пройденного пути: чему пришлось научиться, что было самым трудным, что из достигнутого представляется наиболее ценным?

Сергей Алымов: Наверное, самое заметное, что удалось создать в компании, – это коллектив. Все те идеи, которые возникают, должны реализовывать люди, сотрудники компании. Если они не способны решить задачу, значит, не будет выполнен проект и не будет бизнес-достижений. В этом смысле мы не уникальны, руководители многих успешных компаний в различных сферах часто подчеркивают, что их основное вложение – это люди. 

Олег Ватулин: Сейчас в компании работают около 70 человек, численность нашего коллектива всегда была примерно такой – и в успешные годы, и в период экономического кризиса. Мы стараемся дать людям возможность проявлять инициативу. Хочешь провести какой-то проект – пожалуйста: берешь «с нуля» и ведешь полностью, это твой проект. Но и несешь при этом полную ответ-ственность. Конечно, стараемся помогать, когда нужно, направлять, ставить понятные и выполнимые задачи. Только так – на решении конкретных задач, и чем они сложнее, тем лучше, люди приобретают необходимый опыт и становятся настоящими профессионалами.

– Как известно, спутниковая связь не признает расстояний. За прошедшие годы вам пришлось много поездить по стране. Какие командировки и проекты особенно запомнились? 

Сергей Алымов: Я считаю, что важны все проекты – и те, которые приносят прямой доход, и те, которые работают на имидж и авторитет компании. Все они идут в общую копилку, и те цифры прибыли, которые мы публикуем в начале нового года, отчитываясь за предыдущий, складываются из этих проектов. Мы – первая компания, реализовавшая DVB-RCS-сеть в России. В конце 2002 – начале 2003 г. состоялся проект с компанией Conneхion by Boeing. Для нас это было очень серьезно. С одной стороны, испытание, с другой – хороший «знак отличия» на рынке – контракт с извест-ной мировой компанией. Проект с Panasonic Avionics – фактически развитие, следующая фаза проекта Conneхion by Boeing. Интересны проекты с компаниями топливно-энергетического комплекса по строи- тельству сетей связи и подъему телевизионных сигналов в очень сложных условиях северных широт, болот, вечной мерзлоты. Запомнился проект по развитию сети для северного территориального подразделения Сбербанка России, когда была поставлена задача буквально за несколько месяцев построить сеть из более чем 100 станций, причем при отсутствии детальной информации о местах их установки и условиях энергоснабжения. Проект принес нам колоссальный и очень ценный опыт, а главное – веру в себя и свои силы. Есть у нас и другие не менее интересные проекты, например «Континент-ТВ» с компанией «Орион-Экспресс». В коротком интервью обо всем не рассказать. Мы всегда с готовностью откликаемся на интересные и важные инициативы и предложения, даже если они содержат определенные бизнес-риски. Что поделаешь – не любим сидеть без дела, стремимся жить полноценной жизнью универсального оператора спутниковой связи... 

– «РуСат» всегда ассоциируется с инициативным и творческим подходом к использованию передовых спутниковых технологий. Вы внимательно изучаете продукцию различных производителей. Как вы считаете, насколько сегодня ощутима разница в предложениях производителей оборудования с точки зрения применяемых технологий, возможностей и эксплуа- тационных характеристик? Или все вращается преимущественно вокруг стоимости?

Олег Ватулин: Конечно, есть какие-то технические предпосылки, которые влияют на выбор той или иной технологии, но по большому счету выбор сводится к тому, какое коммерческое предложение даст производитель на поставку оборудования. С одной стороны, VSAT-рынок недостаточно насыщен. С другой – наблюдается тенденция к удешевлению абонентских станций, поскольку покупательная способность у населения, если говорить о массовом сегменте, невысокая. По нашим оценкам, выиграет та технология, которая позволит привести на рынок недорогое абонентское оборудование для широкополосных мультимедийных услуг передачи данных. В бизнес-сегменте оборудование, естественно, дороже, тем не менее все поставщики предлагают схожие решения. На данном этапе технологии стали настолько зрелыми и все научились делать хорошее VSAT-оборудование, что радикально что-то изменить очень сложно. Поэтому и здесь все будет зависеть от коммерческого предложения на поставку оборудования. Мы стараемся, конечно, работать с производителями, которые, с нашей точки зрения, являются лидерами. Один из главных критериев – надежность оборудования. 

Сергей Алымов: Если говорить о поставщиках спутниковых станций и их компонентов – антенн, приемо-передающих устройств, модемов, то лидерство относится скорее к объемам продаж, а не к технологическому превосходству. Есть как минимум пять-шесть компаний, технологии которых близки. Каждый производитель делает акцент на тех характеристиках, которые считает наиболее важными для рынка. А в корпоративном сегменте модель продаж сегодня меняется: от поставок непосредственно оборудования, хотя это тоже востребовано, к продаже конкретной услуги на какой-то период времени. Заказчику, по сути, не важно, какое оборудование использовать. Он хочет получить услугу по удовлетворительной цене и с приемлемым качеством. В данном случае влияние на цену минимально, так как она складывается не столько из стоимости оборудования, сколько из стоимости спутникового ресурса. 

– У «РуСат» есть замечательный телепорт, который продолжает совершенствоваться и развиваться. Вам приходится общаться с представителями зарубежных операторов сетей спутниковой связи, посещать их телепорты. Насколько задачи, стоящие перед ними, отличаются от того, с чем приходится иметь дело здесь, в России?

Сергей Алымов: Отличия есть, причем довольно значительные. Во-первых, на Западе телепорты стараются строить на удалении от больших городов. Например, у Intelsat телепорт в Атланте, штат Джорджия, расположен в 32 км от самого города, а телепорт Riverside – в местечке Нуэво, в 97 км от Лос-Анджелеса, в пустынной местности. Однако в отличие от наших регионов, даже Подмосковья, у них не возникает проблем с подключением оптических линий. Конечно, это стоит денег, но не таких огромных, как в России. И никто владельцам телепорта не говорит, что оптическую линию проведут, но в стоимость будут заложены все издержки. Нет там и проблем с подключением электроэнергии. Никто не покупает по несколько тысяч долларов за киловатт права на подключение к энергосети. Вдумайтесь, не за установку подстанции, а только за бумажку, за право на подключение! Там операторы не платят, там это все это включено в тарифы, причем совершенно разумные. Оператор говорит: мне нужно 500 кВт, – подписывает контракт на потребление электроэнергии, и в определенные сроки ему подводят линию электропередач, устанавливают оборудование и подают эти 500 кВт. 

У нас есть телепорт в Москве, но было бы неплохо построить резервный в другом месте, чтобы застраховаться от различных катаклизмов. Для этого надо подо-брать площадку, которая не только удовлетворяла бы нас с точки зрения географического положения, но и имела подключения к сетям связи и энергосетям. Ведь в наших условиях телепорт в голом поле без необходимых коммуникаций никому не нужен. А это крайне сложная задача, особенно в сочетании с традиционным, изматывающим силы и нервы хождением по запутанным бюрократическим лабиринтам. Если повезет и у кого-то находятся нужные связи, тогда появляется надежда получить хорошие здания или площадки. Если нет – планы обречены на провал. Это один из сдерживающих факторов развития всей телекоммуникационной отрасли. 

Олег Ватулин: Добавлю, что зарубежные телепорты ведущих операторов оснащены по последнему слову техники. Благодаря тому, что телепорты связаны между собой хорошими линиями связи, существует интегрированная сеть. Это даже позволяет экономить на персонале, поскольку многие возникающие неполадки и проблемы можно решить дистанционно. Для этого персоналу, который находится на дежурстве, достаточно подключиться по удаленным линиям связи к соответствующему оборудованию, развернуть нужную антенну в необходимом направлении и т. д. Все это действительно работает и дает возможность реализовывать очень хорошие решения в глобальном масштабе. 

– Раз речь зашла про заграницу... Сегодня ввиду ограничений и сложности работы на российском рынке некоторые телекоммуникационные компании стараются развивать свой бизнес на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Посещают ли вас подобные мысли?

Сергей Алымов: Конечно, мы над этим думаем. Если говорить про выход на рынки дальнего зарубежья, то нормативно-законодательная база в нашей стране по-строена таким образом, что пока нам удастся реализовать решение в России, оказывается, что на Западе оно используется уже несколько лет. Если рассматривать страны ближнего зарубежья, то сложно сказать, какие рынки могут быть более перспективными. Всем известно, какие метаморфозы происходили там с бизнесом крупнейших российских операторов наземных сетей. Сегодня политический ветер дует в одну сторону, завтра в другую – это очень рискованные инвестиции. 

Олег Ватулин: Но, кстати, зарубежные операторы внимательно следят за российским рынком, особенно после вступления в ВТО, и ищут возможность на него выйти – им есть что предложить и чем здесь заняться. Мы с ними тоже общаемся и ищем области взаимного интереса, например по мониторингу спутников, которые видны с территории России и не видны с телепортов зарубежных операторов, по совместному поиску источников помех, по обмену трафиком. Все прекрасно понимают, что такое взаимодействие было бы полезным и плодотворным. 

Земной шар, как оказалось, не такой уж большой. И сегодня все идет к тому, что любой человек должен иметь доступ к общению, обмену информацией, будь то у себя дома, на корабле или во время полета на самолете... 

– В свое время серьезный импульс развитию спутниковой связи в России придали национальные проекты, в первую очередь проект «Образование». Ожидаете ли вы подобных «подарков» в будущем? Где и каким образом спутниковые коммуникации смогли бы внести ощутимую лепту в развитие социально-экономического положения страны?

Олег Ватулин: К сожалению, у нас национальные проекты объявляются в отрыве от спутникового ресурса. Надо поставить 10–12 тыс. станций, но как их потом подключать, через какой ресурс они будут работать, решается в лучшем случае постфактум. Будут новые российские спутники, доступный ресурс на зарубежных аппаратах, значит, будут новые проекты, это однозначно. 

Кроме того, следует иметь в виду, как это не раз бывало, что хорошая сама по себе инициатива теряла свое позитивное содержание в результате непродуманности ее реализации. Самый свежий пример: проект системы высокоскоростного спутникового доступа. Несмотря на наличие апробированных технологических подходов в этой области за рубежом, мы почему-то снова решили идти своим путем, хотя соответствующими технологиями не владеем. Хорошо, сделаем несколько зон обслуживания в Ка-диапазоне, которые даже не переключаются между собой. Что они, собственно, нам дадут? Некоторую дополнительную емкость, которой хватит только на отдельные государственные структуры? Участвовать частным операторам в их использовании не получится. К тому же охват зон большой, энергетика недостаточная для использования малогабаритных антенн. А антенна диаметром 1,2 м явно не подходит для массового использования. Если в Европе стоимость комплекта оборудования VSAT обходится в 300–400 евро, пусть даже 500 евро, с установкой, то у нас меньше чем 50 тыс. руб. не получается Можно, конечно, попытаться продавать комплекты раза в два дешевле, с дотацией оборудования, но вряд ли это будет эффективным бизнесом. Хотя достаточно было бы одного тяжелого спутника, такого, например, как Kasat-1 или Viasat-1, и, наверное, 90% проблем коммуникаций внутри регионов были бы решены, а вместе с ними и вопросы регионального телевидения. Там же все для этого предусмотрено. Большая часть ресурса этих спутников предназначена именно для перегона и доставки телевизионных программ, для региональных телевизионных компаний. Именно подобные спутники имеют очень большой потенциал. 

– Сейчас во многих областях экономики наблюдаются качественные изменения, которые обусловлены, в частности, развитием инфокоммуникационных технологий. Следует ли ожидать ощутимых изменений в самой отрасли спутниковой связи? 

Олег Ватулин: С моей точки зрения, ситуация будет развиваться таким образом. Рынок корпоративный можно считать сложившимся. Возможно, будут появляться какие-то проекты, но под них потребуется спутниковая емкость, причем сразу, а не в перспективе. Не будет емкости – не будет и проекта либо он «уйдет» куда-то за рубеж. Однозначно будут развиваться технологии массового обслуживания. Это очень важный сегмент, потому станции сами по себе будут недорогие. Уже сейчас идет разговор о том, чтобы обеспечить поставку в Россию некоторого количества хабов, которые позволят организовать массовое обслуживание пользователей с низкой стоимостью «входного билета». Но поскольку речь идет о спутниковой технологии, то эти же терминальные станции могут устанавливаться и в интересах корпоративных пользователей. Как именно они будут использоваться – для видеоконференций, М2М-передачи данных или других услуг, – значения не имеет. 

Сергей Алымов: Возвращаясь к теме уникальности российского рынка, добавлю, что, несмотря на работу, которая была проведена участниками рынка, и помощь отраслевой прессы, весь наш рынок VSAT-терминалов не превышает 60–70 тыс. станций. А если из этого количества убрать «мертвые души» – станции, построенные лет 15–20 назад, которые уже не используются, но добросовестно учитываются компаниями в статистике, то данный показатель может составить 30–40 тыс. Для сравнения: одна только компания Viasat в месяц ставит в Северной Америке около 40 тыс. терминалов. Вот это действительно называется рынком. Так что нам есть куда развиваться… 

– Где в ближайшей перспективе будет проходить основная борьба за клиента – в космосе или на Земле? И каким в связи с этим вы видите дальнейшее развитие своей компании?

Сергей Алымов: Большое значение будет иметь грамотное развитие регулятивной базы, причем с опорой на имеющийся зарубежный опыт и экспертизу участников рынка. А мы снова пытаемся изобретать велосипед. Например, в прошлом году было принято обобщенное решение по установке антенн подвижной связи на поездах и речных судах. Диаметр устанавливаемых антенн должен быть от 0,9 до 2,4 м. Вы представляете себе антенну диаметром 1 м на крыше подвижного состава? Причем не в Центральной Европе, а в России, где углы места доходят до 10–12°. Значит, антенна будет возвышаться над конструкцией поезда. Во-первых, это угроза пробоя контактной сетью. Во-вторых, при проезде под искусственными препятствиями или через тоннель резко возрастает аэродинамическое давление. Так что, защитный купол должен быть бронированным?! Возможно, на морском судне такая антенна будет смотреться вполне нормально, но на небольшой прогулочный теплоход поставить антенну диаметром более 1 м уже становится и технической, и экономической проблемой. На мой взгляд, вполне логично было бы просто задать определенные электромагнитные параметры, ограничить спектральную плотность мощности. А какая будет антенна – полметра или два метра, пусть решает оператор. Никто же не ограничивает, скажем, габариты сотового телефона, используя стандарты GSM. Главное, чтобы станция укладывалась в определенный электромагнитный параметр.

Тем не менее если еще два года назад мы были скорее пессимистами в оценке перспектив развития рынка подвижной связи в России, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Все более востребованными становятся персональные устрой-ства связи. Мы это видели во время наших командировок в Европу и США. Там люди хотят постоянно быть на связи. Скажем, пассажиры, покупая широкополосный доступ к Интернету, получают этот доступ не только на борту воздушного судна, но и в аэропортах, при пересадках, т. е. услуга действует на всем протяжении путешествия. Этим широко начинают пользоваться корпоративные пользователи. 

Все игроки сейчас это поняли, и активность на данном рынке начала возрастать. Компания Panasonic Avionics приобрела компанию Aeromobile, которая раньше существовала отдельно, обеспечивая голосовую связь. Теперь она стала частью проекта Panasonic, в котором участвуем и мы. Кроме того, Panasonic и Intelsat договорились об использовании емкости на перспективных спутниках этого оператора для предоставления авиапассажирам услуг широкополосной связи. Спутники обеспечат обслуживание континентальной части США и трасс трансатлантического перелета. Panasonic поставил себе задачу выйти на суммарную пропускную способность на трансатлантических рейсах в 1 Гбит/с. По пути предоставления услуг связи пассажирам идут железнодорожные компании Европы, особенно частные. Все новые заказы, которые поступают сейчас на формирование новых скоростных поездов, в обязательном порядке включают оснащение составов оборудованием широкополосной связи, включая спутниковое решение. За рубежом осознали, что, несмотря развитую наземную ин-фраструктуру связи в Европе, США или в Канаде, технологиями 3G и 4G не обойтись. В пользу этого говорят и экономические ограничения по строительству такой инфраструктуры вдоль всех трасс, особенно в местах со сложным рельефом местности. Спутники способны сыграть здесь ведущую роль.

– Среди наших читателей немало партнеров и клиентов «РуСат». К своему юбилею вы получите от них многочисленные поздравления, но не на все удастся ответить. Поэтому хочу предложить воспользоваться возможностью и обратиться к ним с ответным словом со страниц нашего журнала. 

Сергей Алымов: Хочу поблагодарить всех наших уважаемых парт-неров и заказчиков за то, что все эти годы они были с «РуСат», за то, что они понимают и ценят качество и услуги, которые мы предоставляем. Мы всегда готовы оказать необходимую поддержку их начинаний по реализации и развитию проектов с использованием самых передовых и надежных технологий спутниковой связи и силами нашего коллектива профессионалов. 


Подготовил Александр Ломов




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Спутниковая связь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>