ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Технологическая радиосвязь современного аэропорта   Алексей Бычков

Алексей Бычков
начальник Центра авиационной электросвязи
Службы авиационной фиксированной и воздушной электросвязи (САФВЭС)
Дирекции по аэронавигационному обеспечению полетов (ДАНОП),
ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»

Виды радиосвязи

Связь всегда играла немаловажную роль в инфраструктуре аэропортов. Если говорить об авиационной воздушной радиосвязи, то за последнее время она мало изменилась. Радиотехническое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с жесткой нормативной базой, регламентировано федеральными авиационными правилами и отраслевыми документами.

Наземная технологическая радиосвязь – это локальная техническая задача, решение которой в каждом аэропорту имеет свои индивидуальные особенности, обусловленные расположением технологических зон на территории аэродрома и интенсивностью пассажиропотоков. Малейшие сбои в работе связи напрямую влияют на использование ресурсов аэропорта, обеспечивающих регулярность и безопасность перевозок. Очень сложно доверять решение этой задачи сотовым компаниям или региональным поставщикам услуг радиосвязи, да и мало кто из них изъявит желание взять на себя такую ответственность. Поэтому система радиосвязи должна целиком и полностью находиться в ведении специалистов аэропорта как неотъемлемая часть инфраструктуры, обеспечивающей выполнение технологических процессов.

О применимости цифровых стандартов

В настоящее время существуют несколько открытых цифровых стандартов и нормативная база, регламентирующая их использование на территории России для организации сетей подвижной радиосвязи. Это прежде всего TETRA, АPСО-25, DMR (ETSI) и др. На российском рынке уже достаточно фирм-интеграторов, имеющих успешный опыт внедрения оборудования указанных стандартов и программного обеспечения системных приложений, в том числе и для нужд аэропортов. 

Практически всеми российскими аэропортами унаследован частотный ресурс шириной 1 МГц в VHF-диапазоне. Интенсивность его использования напрямую зависит от объемов перевозок, и крупным аэропортам по мере своего развития приходится искать варианты повышения его пропускной способности. Уже можно говорить о практике внедрения в аэропортах цифровых систем радиосвязи, построенных на стандартах DMR и NXDN, работающих в VHF-диапазоне. Оборудование этих стандартов может работать в традиционной для аэропортов сетке частот, в режиме локальной ретрансляции аналоговых каналов шириной 12,5 кГц. Это позволяет повысить качество аналоговой радиосвязи сразу же после внедрения базового оборудования, а затем осуществлять поэтапную замену аналоговых радиостанций цифровыми, переводя ретрансляторы базовых станций в цифровой режим работы.

Заслуживает внимания и абонентское оборудование. При передаче речевой информации на аэродроме оказались востребованы решения по оцифровке голоса, позволяющие отфильтровывать спектральные составляющие посторонних шумов – ветра и авиационных двигателей.

Оба стандарта используют кодек AMBE+2 с эффективным алгоритмом коррекции ошибок для преобразования аналогового речевого сигнала в поток пакетных данных и позволяют с одинаковой эффективностью уплотнять частотный ресурс, применяя множественный доступ с разделением по времени (DMR) и по частоте (NXDN). Цифровые системы предполагают использование ретрансляторов, связанных локальной информационной сетью передачи данных (LAN), что дает возможность обеспечить радиосвязью абонентов не только на открытых пространствах, но и внутри радионепрозрачных зданий и сооружений аэропорта за счет установки дополнительных ретрансляторов.

Организация каналов связи

Объединение ретрансляторов в сайты позволяет организовать различные варианты доступа абонентов к логическим каналам связи, вплоть до транковых. Применение технологии транкового доступа в деятельности аэропорта имеет свои особенности, связанные с очень неравномерной интенсивностью использования радиосвязи не только в течение суток, но и на протяжении календарного года. Например, в новогодние каникулы и последние дни августа объем перевозок резко увеличивается. При транковой организации доступа к логическим каналам в эти периоды может возникнуть перегрузка системы и часть абонентов не сможет вовремя воспользоваться радиосвязью. В системе должна быть предусмотрена возможность наблюдения за интенсивностью использования логических каналов, чтобы можно было заблаговременно проводить мероприятия по увеличению пропускной способности системы, не дожидаясь возникновения кризисных ситуаций. А для исключения влияния перегрузки системы на обеспечение радиосвязью отдельных групп абонентов, в число которых входят бригады аварийно-спасательной службы, автомобили скорой медицинской, помощи есть смысл сочетать транковый доступ с конвенциональным.

Приложения к системе радиосвязи

При выборе системы стоит внимательно ознакомиться с техническими решениями, реализующими дополнительные возможности системы, и оценить их применимость в обеспечении технологических процессов аэропорта.

Цифровые технологии позволяют использовать систему радиосвязи для передачи не только голосовой информации, но и пакетных данных. Следует учесть также, что пропускная способность тракта передачи данных не может конкурировать с трафиком GSM- или Wi-Fi-каналов связи, но может быть задействована для передачи одиночных пакетов телеметрических сигналов и команд управления удаленным объектами на территории аэропорта в тех случаях, когда использования высокопроизводительных каналов не требуется. Например, для управления цепями коммутации в трансформаторных подстанциях, аварийными дизель-генераторными электростанциями, автоматикой систем отопления, водоснабжения и канализации.

Исходя из опыта эксплуатации носимых аналоговых радиостанций, можно сделать вывод, что от состояния аккумуляторной батареи зависит безупречность работы радиостанции в течение всей рабочей смены. Технология IMPRES позволяет оптимизировать и даже протоколировать процесс зарядки аккумуляторных батарей для обеспечения правильной эксплуатации батарей на протяжении их «жизни».

Наличие дисплея на радиостанции дает возможность диспетчеру передавать абоненту технические подробности задания в виде короткого текстового сообщения. Например: «Обслужить рейс AFL111, прибывающий в 11:00 на стоянку № 11». При сопряжении системы радиосвязи с информационной системой управления ресурсами аэропорта трансляция директивных сообщений может осуществляться автоматически или по решению диспетчера. О получении и выполнении поставленной задачи абонент может сообщить на сервер информационной системы нажатием копки, не загружая эфир речевым сообщением.

Наличие встроенного GPS-модуля в абонентской радиостанции позволяет контролировать местонахождение абонентов и спецтехники, оборудованной мобильными радиостанциями, на электронной карте аэродрома. Это очень важная и востребованная функция для авиадиспетчера, осуществляющего контроль над служебным автотранспортом, временно находящимся в зонах движения (руления) воздушных судов. Кроме того, у диспетчера по обслуживанию пассажиров появляется возможность, не занимая канал связи для выяснения места расположения свободного автобуса, увидеть на электронной карте аэродрома места нахождения всех свободных автобусов и направить к месту обслуживания пассажиров ближайший из них. Конструкция радиостанций DMR системы MotoTRBO позволяет с помощью различных вариантов дополнительных плат расширять возможности радиостанции. Так, например, при отсутствии условий приема GPS-сигналов внутри зданий и сооружений использование аппаратно-программного приложения In Door для позиционирования радиостанции по автономным маякам позволяет координатору проведения аварийно-спасательных работ видеть на 3D-модели здания место нахождения каждого спасателя, оснащенного носимой радиостанцией.

Размещение диспетчерских терминалов

Концентрация технических средств на рабочем месте диспетчера подразделения аэропорта заставляет принимать во внимание их электромагнитную совместимость. Использование цифровой системы радиосвязи позволяет установить радиоприемники и передатчики в стратегически выгодном месте и обеспечить трансляцию информации на любое количество диспетчерских терминалов в цифровом виде по локальной информационной сети передачи данных. 

Особенно актуальна эта возможность при создании ситуационных центров, когда в одном помещении организовано большое количество диспетчерских рабочих мест, которые необходимо оборудовать средствами радиосвязи. Ни на одной крыше невозможно обеспечить электромагнитную совместимость антенн всех радиостанций такого центра. Применение абонентских терминалов цифровой системы не только позволяет решить эту задачу, но и предоставляет возможность использовать каналы радиосвязи нескольких групп пользователей на одном диспетчерском терминале.

Экономический эффект

Стоимость оборудования цифровых систем радиосвязи превышает стоимость аналогового оборудования, но цифровые системы обеспечивают экономию затрат на частотное обеспечение, на оплату услуг провайдеров альтернативных видов связи, на прокладку сигнальных кабелей к удаленным объектам и их эксплуатацию, на оптимизацию использования ресурсов аэропорта при обслуживании воздушных судов и пассажиров. 

Экономический эффект может быть достигнут только при продолжительном использовании большого парка абонентского оборудования (более 500 абонентских терминалов). Кроме того, для развивающихся аэропортов, имеющих на своей территории несколько терминалов и устойчиво растущий объем перевозок, переход от аналоговой конвенциональной радиосвязи к многосайтовой цифровой системе предопределен. 




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Профессиональная радиосвязь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>