ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Вычислительная инфраструктура ОАО «РЖД»   Дмитрий Жуков

Дмитрий Жуков
начальник технического отдела,
филиал ОАО «РЖД» Главный вычислительный центр

Специфика производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ОАО «РЖД» заключается не только в том, что она протекает на огромном пространстве нашей страны, но и в жестких режимах исполнения временных регламентов государственных бизнес-процессов. С учетом этих факторов потребность в эффективном управлении деятельностью российских железных дорог обусловила необходимость формирования единой отраслевой ИТ-инфраструктуры.

В настоящее время ИТ-инфраструктура РЖД является отраслевым ресурсом, обеспечивающим эксплуатацию технологических информационных систем, текущий и ретроспективный анализ состояния и эффективности работы отрасли, информационное взаимодействие с органами государственного управления, иными видами транспорта, железными дорогами других государств, с грузовладельцами, другими участниками перевозок и пользователями услуг железнодорожного транспорта. Динамика развития как внутреннего хозяйства ОАО «РЖД», так и межгосударственных железнодорожных взаимоотношений актуализирует сохранение единого информационного пространства и общепринятых стандартов в системе информационного обмена структуры РЖД и железнодорожных администраций зарубежных стран. Существует единый технологический процесс, поддерживаемый определенными информационными схемами, который, в свою очередь, реализуется на совместимой информационно-вычислительной инфраструктуре железнодорожных хозяйств стран СНГ и Балтии. Накопленную базу данных о различных аспектах производственной деятельности железнодорожных компаний успешно используют их многочисленные клиенты, а также органы государственной власти и управления стран СНГ и Балтии. 

Отраслевая ИТ-инфраструктура условно состоит из информационной инфраструктуры (составные элементы: информационные системы, АСУ, базы и хранилища данных) и вычислительной инфраструктуры.

Вычислительная инфраструктура как материально-техническая основа ИТ-инфраструктуры ОАО «РЖД» включает в себя: 

  • серверные ресурсы и периферийную вычислительную технику;
  • активное и пассивное каналообразующее оборудование средств связи и передачи данных;
  • инженерные системы, оборудование и средства производственного обеспечения ИТ-процесса (системы жизнеобеспечения).

Оборудование вычислительной инфраструктуры непосредственно задействовано в технологических процессах подготовки, хранения, обработки и выдачи данных корпоративных информационных систем, а также обеспечивает информационное взаимодействие с органами государственного управления Российской Федерации и деловыми партнерами ОАО «РЖД».

Эволюция создания и развития информационных технологий привела к образованию на Российских железных дорогах системы 18 центров обработки данных, связанных между собой отраслевой сетью передачи данных и агрегированных в развитую многоуровневую отраслевую вычислительную сеть на базе современных телекоммуникационных и клиент-серверных технологий. Таким образом, вычислительная инфраструктура РЖД архитектурно организована в единую, согласованную, распределенную, высокопроизводительную, высоконадежную, постоянно развивающуюся вычислительную сеть государственно-отраслевого масштаба.

В 2006 г. было принято решение о создании вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения железнодорожного транспорта. В 2007 г. путем организационного объединения сетевых и дорожных информационных подразделений компании создана организация, отвечающая за эксплуатацию информационных и вычислительных ресурсов отрасли (ГВЦ – филиал ОАО «РЖД»).

Приведенная схема организационной структуры ГВЦ отражает как функциональную, так и территориальную иерархию системы управления информационной инфраструктурой отрасли. Следует лишь добавить, что ИВЦ – региональные структурные подразделения ГВЦ – тоже имеют свои территориально распределенные подразделения, обеспечивающие техническое и технологическое обслуживание ИТ-инфраструктуры. Функционально они управляются из центров компетенции центрального офиса ГВЦ. 

 На конец I квартала 2012 г. интегрированные характеристики комплекса технических средств вычислительной инфраструктуры ОАО «РЖД», обслуживаемого специалистами ГВЦ и находящегося на балансе корпорации и ДЗО, описываются следующими показателями.

1. Серверные ресурсы и периферийная вычислительная техника:

  • количество промышленных серверов отраслевого уровня класса мейнфрейм – 35 единиц общей производительностью 63 500 млн операций в секунду;
  • количество промышленных серверов отраслевого уровня класса UNIX и других систем – 294 единицы с 5510 установленными процессорами;
  • 590 единиц блейд-серверов, организованных в 48 групп виртуальной серверной инфраструктуры VMWare-серверов;
  • 5330 прочих серверов открытых систем (SUN, IBM, HP);
  • суммарный объем дисковой памяти серверных ресурсов – более 4,3 тыс. Терабайт; 
  • 254,6 тыс. персональных компьютеров;
  • 1884 устройств печати (промышленных);
  • 42 системы архивирования различного объема;
  • 184 тыс. единиц оргтехники (принтеры, копиры, сканеры и т. п.).

2. Активное и пассивное каналообразующее оборудование средств связи и передачи данных:

  • более 92,6 тыс. единиц активного и пассивного сетевого оборудования, в том числе примерно 79 тыс. коммутаторов, маршрутизаторов, модемов и т. п.;
  • активное оборудование СПД структурно организовано в 18 региональных, 243 транзитно-периферийных, 3445 периферийных, 19 798 оконечных узлов связи. 

3. Инженерные системы, оборудование и средства производственного обеспечения ИТ-процесса (системы жизнеобеспечения):

  • 169,5 тыс. источников бесперебойного электропитания, обеспечивающих надежную работу средств вычислительной техники и сети передачи данных;
  • 34 дизель-генератора, включенных в систему гарантированного энергоснабжения техники, общей мощностью около 15 тыс. КВА;
  • 858 единиц климатических установок, обеспечивающих технические условия эксплуатации аппаратных средств;
  • 117 единиц автотранспортной техники. 

В общей сложности силами ГВЦ обеспечивается обслуживание примерно 923 тыс. единиц оборудования вычислительной инфраструктуры ОАО «РЖД».

Надо отметить, что вычислительная инфраструктура железнодорожной отрасли находится в постоянном развитии, следуя как объемным, так и качественным потребностям отраслевых бизнес-процессов. Интересно в этом контексте проанализировать динамику изменения основных показателей вычислительной инфраструктуры ОАО «РЖД» (см. таблицу).

Данные, приведенные в таблице, отражают процессы реорганизации и развития вычислительной инфраструктуры за последние три года:

  • устойчивое уменьшение количества серверов класса мейнфрейм благодаря реализации программы оптимизации серверных ресурсов, консолидации вычислений в ЦОД (центры обработки данных) Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга;
  • динамичное изменение количества промышленных серверов UNIX-класса, обусловленное обновлением их парка в региональных ИВЦ и развитием информационных ресурсов местного уровня;
  • общее наращивание сетевых вычислительных мощностей серверных ресурсов;
  • количество обслуживаемых ГВЦ терминалов АСУ «Экспресс», клиентской сети рабочих станций (ПЭВМ) других информационных систем колеблется в динамике конъюнктурных изменений запросов на обслуживание по аутсорсингу; 
  • количество обслуживаемых ГВЦ локальных серверов определяется темпами развития информационных систем местного уровня, а также фазой работ по формированию серверной виртуальной инфраструктуры;
  • вычислительная транспортная СПД непрерывно развивается, охватывая новую клиентуру отраслевой вычислительной сети. 

Для вычислительных комплексов сетевого и регионального уровней обеспечен непрерывный режим функционирования и эксплуатации по схеме 24Ч7Ч365 (24 часа в сутки, семь дней в неделю круглогодично), гарантированы сохранность и целостность корпоративных данных, а также постоянная доступность данных для приложений и пользователей.

Весьма важным вопросом построения и развития ИТ-инфраструктуры является обеспечение надежности всего программно-технического комплекса ОАО «РЖД».

В понятии функциональной надежности можно выделить две основные составляющие – отказоустойчивость и катастрофоустойчивость.

Отказоустойчивость – это свойство системы сохранять работоспособность при случайном выходе из строя или отказе отдельных компонентов.

Отказоустойчивое решение минимизирует вероятность простоев системы по причине сбоев или отказов ее аппаратно-программных компонентов за счет применения надежных компонентов, их дублирования или резервирования. Такое решение многократно сокращает время простоя системы, обеспечивает автоматическую отработку отказа и предотвращает потерю данных при отказе одного из компонентов.

В ГВЦ и ИВЦ реализованы следующие подходы:

  • «холодный» и «горячий» резервы основных серверных ресурсов, предполагающие переход на резервное оборудование при сбоях в работе основного;
  • «горячий» резерв оборудования СПД с распределением нагрузки на параллельно работающие коммутаторы с возможностью перехода работы на одно устройство; 
  • использование дисковой памяти в режиме «зеркалирование», систем RAID, предполагающее 100%-ную защиту физических носителей и применение технологии SRDV для удаленного копирования данных;
  • регламентное копирование баз данных, системного и прикладного программного обеспечения с дисковых массивов на ленточные носители картриджных библиотек.

Эти подходы реализованы в соответствии с возможностями технических и программных средств и обеспечивают надежность системы на уровне 99,5%. Однако при уничтожении всего центра обработки данных как основные, так и дублирующие элементы системы будут неизбежно выведены из строя. 

Охват абсолютного большинства контуров управления предприятием, включение в зону автоматизации процессов реального оперативного управления деятельностью производственных и обеспечивающих подразделений и филиалов предъявляют к вычислительной системе повышенные требования в части надежности функционирования и доступности. Отказ в работе центрального вычислительного комплекса, длительный перерыв в работе сотен и тысяч пользователей прикладных задач оперативного управления, потеря критичных для предприятия данных становятся недопустимыми. Отказоустойчивое решение также не гарантирует непрерывности функционирования корпоративных приложений систем и доступности данных в случае двойных ошибок основного и резервного оборудования и отказа инженерной инфраструктуры в помещении вычислительного центра (систем электропитания, кондиционирования и др.). Логика развития комплексной автоматизированной системы управления ОАО «РЖД» обусловливает необходимость усиления консолидации корпоративных информационных ресурсов и централизации процессов прикладной обработки данных. 

Система для глобальных корпоративных вычислений ОАО «РЖД» – это прежде всего централизованная распределенная информационная система, в которой в режиме реального времени работают практически все пользователи корпорации, следовательно, она должна постоянно находиться в рабочем состоянии. Между тем в случае пожара, землетрясения, наводнения или террористических действий ГВЦ или ИВЦ дороги как центр обработки данных может быть уничтожен. В такой ситуации описанные традиционные меры, защищающие от единичных сбоев и отказов компонентов системы, не помогут, поскольку будут уничтожены сами средства обеспечения устойчивости к отказам локальной вычислительной системы. 

Становится очевидным, что при создании и развитии жизненно важных для деятельности ОАО «РЖД» информационно-вычислительных систем должны применяться катастрофоустойчивые решения и технологии.

Катастрофоустойчивое решение для информационно-вычислительной системы ОАО «РЖД» – это совокупность аппаратно-программных средств, каналов связи, конфигураций и параметров настройки, а также организационных мероприятий и инструктивных документов, обеспечивающих сохранность жизненно важных корпоративных данных и функциональность информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» в случае аварий и катастроф, влекущих за собой массированный выход из строя или уничтожение его компонентов.

В ОАО «РЖД» принята и реализуется концепция катастрофоустойчивой ИТ-инфраструктуры, функционирующей на основе трех вычислительных центров, взаимно резервируемых и обеспечивающих обработку и хранение корпоративных данных, соединенных каналами связи и разнесенных на достаточное расстояние, для того чтобы возможная катастрофа не затронула сразу все центры. 




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме КИС (Корпоративные информационные системы)

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>