ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Связь в движении   Сергей Алымов

Сергей Алымов
генеральный директор компании «РуСат»

Сервисы широкополосной связи воспринимаются сегодня как неотъемлемая часть бизнеса и повседневной жизни, не говоря уже о задачах обеспечения безопасности. Люди привыкают получать доступ к электронной почте, новостным сайтам, корпоративным ресурсам, оперативной информации независимо от места своего нахождения. Современные технологии позволяют обеспечить такую возможность. Значительную роль в решении этой задачи играет спутниковая связь, а в ряде случаев спутниковый канал является безальтернативным решением. Например, когда речь идет об организации широкополосной связи на транспортных средствах, находящихся в движении.

Особенности технологии

Для организации связи на движущемся транспорте используется технология СОТМ (Communication On The Move), специально разработанная для этих целей. Системы СОТМ могут работать в разных диапазонах частот, но наиболее популярным на сегодня является диапазон Ku. По качеству и ассортименту доступных услуг современные системы СОТМ не уступают стационарным системам VSAT. И хотя цена их выше, они получают все более широкое распространение в силу своей компактности и удобства, тем более что год от года оборудование становится и дешевле, и надежнее, а ассортимент его на рынке расширяется. 

Антенные терминалы класса COTM создаются с учетом специфики эксплуатации на каждом виде транспорта. Однако есть общее требование ко всем терминалам, обеспечивающим связь в движении, – недопущение помех службам фиксированной спутниковой связи, работающим в тех же диапазонах. Это означает необходимость высокой точности наведения антенн на спутник и автоматического выключения передачи в случае превышения допустимой величины ошибки наведения. Международный союз электросвязи и Федеральная комиссия по связи США (FCC) требуют наличия жесткого контроля спектральной плотности мощности сигнала, который создает земная станция в плоскости апертуры антенны на борту спутника. Контроль параметров должен быть заложен в систему управления сетью, а влияние «человеческого фактора» исключено по максимуму. Поэтому оборудование СОТМ проходит очень жесткую процедуру сертификации. 

Размер спутниковой антенны – один из наиболее критичных параметров для транспортного средства. Первыми начали осваивать подвижную спутниковую связь судоходные компании. Поскольку ограничения по габаритам антенн для морских судов минимальны, на них часто устанавливаются типовые антенны Ku-диапазона диаметром 1,2 или 1,5 м. Для связи на судне необходимо только поддерживать направление антенны на спутник во время движения и качки. Производители терминалов разработали гиростабилизированные платформы, которые сегодня успешно решают эту задачу. Разработаны также радиопрозрачные защитные колпаки, достаточно прочные, чтобы защищать антенну от сильных ветров и обледенения. Таким образом, сегодня реализация спутниковой связи на морских судах не представляет большой сложности.

Более жесткие ограничения существуют для антенн, монтируемых на железнодорожном транспорте. С одной стороны, здесь не так трудно поддерживать направление на спутник: резкие ускорения при движении поезда отсутствуют, а вибрация компенсируется обычными амортизаторами. Но, с другой стороны, ограничивается высота антенны, в частности с учетом необходимости исключить вероятность пробоя контактной сети в условиях высокой влажности. Одно из возможных решений – использование вырезки из параболической антенны. Терминалы с такими антеннами, специально предназначенные для условий железных дорог, производит, например, компания Orbit. Антенна, размещенная на крыше поезда на стабилизированной платформе, обеспечивает наведение по азимуту 360° и по углу места от 15°.

В последнее время приобрели популярность антенны на базе пассивной фазированной антенной решетки. Такая антенна незначительно выступает над крышей транспортного средства, благодаря тому что приемный и передающий блоки не устанавливаются на облучателе антенны, а вынесены вовне. Диаграмма направленности формируется за счет размеров антенны и специального математического алгоритма. Наведение на спутник осуществляется путем механического поворота антенны по азимуту и углу места, которым управляет внешний контроллер. По своей эффективности эти антенны сравнимы с параболическими диаметра 45–60 см. Такое оборудование есть, например, в ассортименте компании RaySat.

Очень жесткие требования к габаритам и весу антенн предъявляются в авиации, поэтому именно здесь антенны на базе пассивной фазированной антенной решетки получили наибольшее распространение. Дополнительные требования к антеннам на авиатранспорте предъявляются в части компенсации угловых ускорений. Кроме того, конкретная модель антенны должна пройти сертификацию для использования на конкретном виде самолета. 

Наиболее сложными в реализации являются антенные терминалы, устанавливаемые на автотранспорте. Здесь существуют ограничения и по высоте (установленная на крыше антенна не должна смещать центр тяжести автомобиля), и по весу (как правило, не более 50–60 кг). А главное, автотранспорт способен совершать резкие маневры, преодолевать неровности дороги, поэтому антенна должна выдерживать большие угловые ускорения.

От теории к практике

Первый масштабный проект с применением технологии СОТМ был запущен в 2003 г. компанией Boeing. Дочерняя компания Connexion By Boeing обеспечивала пассажирам рейсов в северном полушарии доступ в Интернет непосредственно в полете. Российским партнером Connexion By Boeing выступала компания «РуСат», построившая на территории России шлюзовую станцию и обеспечивавшая для Connexion By Boeing широкополосный канал связи с самолетами. В 2006 г. по финансовым соображениям компания Boeing решила свернуть проект, тем не менее он показал, что интерес к такого рода услугам существует. 

К настоящему времени на рынке появился ряд аналогичных решений. Активно развивает это направление международный поставщик услуг развлечения и связи в полете Panasonic Avionics Corporation (РАС). В нынешнем году состоялся запуск услуги широкополосного доступа на борту самолетов через российский спутник «Ямал-201». Для ее предоставления РАС использует инфраструктуру «РуСата», который одновременно выполняет функции ответственного оператора всей системы на территории России. Связь на борту самолета обеспечивается с помощью специально разработанного телекоммуникационного комплекса GCS (Global Communications Suite), который позволяет пассажирам получать доступ в Интернет, пользоваться телефонной связью и услугами ТВ. 

Широкополосные услуги на наземном транспорте активно развиваются за рубежом. Например, такие услуги на поездах предоставляет компания Hughes на территории Северной Америки. Есть подобные проекты и в Европе. В России аналогичных проектов пока нет, хотя решение тестировалось на нескольких железнодорожных маршрутах. По сути, вопрос упирается в первоначальные инвестиции.

Логично задаться вопросом: существуют ли альтернативы спутниковой связи для обеспечения широкополосных услуг на движущемся транспорте? Теоретически да. Это сотовая связь. Операторы способны обеспечить достаточно хорошее покрытие вдоль оживленных трасс – автомобильных или железнодорожных. Обеспечить интернет-доступ посредством сотовой связи возможно даже для рейсовых самолетов – такой сервис на территории Северной Америки оказывает компания Gogo: она располагает сетью вышек с направленными вверх антеннами, они обеспечивают канал «земля – самолет», а пассажиры на борту получают к нему доступ через Wi-Fi. 

Однако с учетом географии России в нашей стране организация подобной сети едва ли возможна. Трудно представить себе сотового оператора, который готов покрыть сетью вышек, скажем, территорию Сибири. Да и строительство базовых станций вдоль трасс дальнего следования далеко не всегда рентабельно. Спутниковая связь здесь имеет очевидные преимущества. Кто-то возразит, что спутниковый сигнал чувствителен к помехам, вызываемым физическими препятствиями – деревьями, зданиями и пр. Но программное обеспечение современных спутниковых систем позволяет сгладить негативный эффект помех, сделав работу пользователей комфортной. Существующие проблемы регулирования, в частности отсутствие обобщенной процедуры регистрации подвижной станции, также не являются непреодолимым препятствием. Опыт оператора, желание работать и настойчивость всегда приносят хорошие плоды. 






Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Спутниковая связь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>