ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Александр Слюняев: «Телекоммуникации обеспечивают основу для внедрения инновационных технологий и систем»   

От оперативного и грамотного решения задач, стоящих перед Центральной станцией связи – единым телекоммуникационным оператором РЖД, во многом зависит обеспечение технологических и бизнес-процессов компании. Об отраслевой специфике операторской деятельности в интересах РЖД и ее клиентов, особенностях реализуемых проектов, используемых технологиях и способах повышения эффективности деятельности транспортного предприятия рассказывает Александр Слюняев, главный инженер Центральной станции связи – филиал ОАО «РЖД».

– Какие задачи поставило руководство РЖД перед Центральной станцией связи?

– Центральная станция связи – филиал ОАО «РЖД» (для краткости будем называть ЦСС) – единый оператор связи РЖД. Основная миссия ЦСС – опережающее обеспечение технологических и бизнес-процессов компании услугами и ресурсами связи (технологической и общего пользования) необходимой функциональности, производительности и по оптимальной себестоимости.

Перед ЦСС стоят пять стратегических задач: обеспечение ОАО «РЖД» телекоммуникационными ресурсами и услугами требуемого качества и необходимого уровня доступности; формирование и эксплуатация единой управляемой телекоммуникационной среды для систем управления перевозочным и другими технологическими процессами; обеспечение достаточного уровня надежности и готовности сетей технологической связи, требуемого качества сервисного обслуживания клиентов компании и конкурентоспособности услуг связи, предоставляемых на рынке телекоммуникаций и транспортных услуг; обеспечение финансовой прозрачности хозяйственной деятельности; совершенствование системы управления в целях оптимизации операционных расходов на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационной инфраструктуры, снижения темпов старения основных фондов, ликвидации малоиспользуемых технических средств и обеспечения жизнестойкости систем связи.

– Что представляют собой пути решения перечисленных задач?

– К стратегическим задачам ЦСС относится полное и опережающее обеспечение потребности РЖД в телекоммуникационных ресурсах. Основными потребителями телекоммуникационных услуг и ресурсов являются автоматизированные системы управления движением, безопасности движения, транспортной безопасности, системы мониторинга и диагностики объектов инфраструктуры и подвижного состава. На протяжении последних пяти лет объем трафика, передаваемого по сетям технологической связи, увеличивается примерно на 23% ежегодно.

У этой задачи два взаимосвязанных пути решения. Первый – инвестиции в инновационное развитие и обновление железнодорожных телекоммуникаций, основанные на контроле и анализе фактического состояния сетей и оборудования связи (загрузки, степени износа, функциональности, энергоемкости и пр.) и объективном прогнозе потребности в услугах и ресурсах связи информационно-управляющих систем, технологических и бизнес-процессов компании. 

Планирование инвестиций осуществляется в соответствии с принципом развития систем железнодорожной электросвязи, которые обеспечивают специфические, необходимые для функционирования железнодорожного транспорта, не предоставляемые другими операторами услуги и ресурсы связи (поездная и станционная радиосвязь, оперативно-технологическая связь (более 12 видов диспетчерской связи), перегонная, сеть передачи данных оперативно-технологического назначения и др.). 

На развитие услуг и ресурсов связи, которые можно приобрести на рынке телекоммуникаций с требуемыми параметрами безопасности, качества и надежности по разумной цене, инвестиции, как правило, не направляются. Один из недавних примеров использования ресурсов и услуг других операторов – создание и эксплуатация сети ремонтно-оперативной радиосвязи РЖД на основе сетей подвижной связи стандарта GSM (РОРС GSM). Ранее были реализованы проекты ЭТРАН – со спутниковыми системами связи, резервирования сетей технологической связи в Дальневосточном регионе и др.

Второй путь решения задачи предусматривает обеспечение работоспособности (готовности) сетей связи. Уровень готовности сетей связи определяется, в частности, надежностью оборудования и элементов систем связи. Для нас требование надежности выражается в следующем: срок средней наработки оборудования на отказ составляет не менее 25 тыс. часов для радиосредств и не менее 45 тыс. часов – для оборудования фиксированной связи; гарантийные обязательства изготовителей (поставщиков) – не менее пяти лет. К другим параметрам, определяющим уровень готовности сетей, относятся: корректность технических решений и их архитектуры (совместимость, резервирование, унификация, масштабирование); наличие систем мониторинга, администрирования и АСУ ресурсами и услугами; система эксплуатации; компетенции и дислокация эксплуатационного персонала.

– Каким технологиям и методикам решения задач ЦСС отдается предпочтение?

– При решении стоящих перед нами задач мы исходим из принципов клиентоориентированности, разумной достаточности, технологической и технической гибкости, энергоэффективности, минимизации трудоемкости и оптимизации себестоимости. 

Что касается технологий, то основой служат, конечно, пространственно резервируемые волоконно-оптические линии связи с системами передачи по технологиям плотного мультиплексирования с разделением по длинам волн DWDM (CWDM) и TDM технологиям SDH (1–16) в зависимости от категории участков. 

Для организации линейных цепей специальных видов связи (перегонной, аварийно-восстановительной и др.) на перегонах в качестве линий доступа для объектов инфраструктуры и резервирования ответственных видов связи применяются кабельные (с медными жилами) линии связи и системы передачи по технологиям DSL.

Для участков со слабо развитой инфраструктурой, в районах со сложными топографическими условиями для системы передачи используются радиорелейные и спутниковые системы связи. Радиорелейная линия с самым длинным (140 км) интервалом над водной поверхностью (Татарским проливом) функционирует между материком и островом Сахалин. 

Вторичные сети и виды связи организованы на базе систем передачи по принципам мультисервисной сети. Мультисервисный мультиплексор производится российским предприятием по заказу ЦСС и зарубежных аналогов не имеет.

Завершается перевод «на цифру» диспетчерских видов связи, развивается аудио- и HD-видеоконференцсвязь, автоматизируется телеграфная связь. Для организации систем передачи с подвижными объектами и персоналом внедряются цифровые системы технологической радиосвязи (стандарты GSM-R, TETRA, DMR), в том числе с использованием ресурсов других операторов (РОРС GSM).

Для контроля и анализа инцидентов организована система документированной регистрации служебных переговоров, ведутся работы по ее интеграции с автоматическими системами мониторинга технических средств и действий персонала.

В целях повышения безопасности опытный участок оборудуется централизованной системой информирования пассажиров и оповещения работающих на путях о приближении железнодорожного подвижного состава. По функциональности и ряду других критериев эта система не будет иметь аналогов в мире.

Для локомотивов, мотор-вагонного и другого железнодорожного подвижного состава по заказу РЖД разработаны и производятся локомотивные одно- и мультидиапазонные (2,13 МГц/160 МГц/GSM/GSM-R/TETRA/DMR) радиостанции, также не имеющие аналогов по функциональности и системным параметрам.

В настоящее время внедряются разработанные российским предприятием по нашему заказу стационарные и локомотивные антенны для диапазона 160 МГц (в том числе DMR, APCO25) стандартов TETRA, GSM, GSM-R, UMTS, превосходящие зарубежные аналоги по ряду параметров и более привлекательные по цене.

– Какое внимание уделяется ЦСС вопросам мониторинга и администрирования сети связи?

– В целях обеспечения требуемой готовности сетей и услуг связи в ЦСС развивается Единая система мониторинга и администрирования сети связи РЖД (ЕСМА). Мы строго придерживаемся правила, согласно которому любое внедряемое техническое средство, любая система должны иметь встроенные модули диагностики и мониторинга, а также возможность включения в ЕСМА.

Предназначенная для мониторинга фактического состояния и управления сетями связи РЖД в режиме реального времени ЕСМА представляет собой инновационный мощный инструмент управления технологической сетью связи, основанный на интегрированном применении современных телекоммуникационных и информационных технологий.

Сейчас автоматически в режиме реального времени осуществляется удаленный мониторинг свыше 65 тыс. комплектов оборудования технологической сети связи, обеспечивается диагностика параметров примерно 108 тыс. км магистрального кабеля (с медными жилами). В базе данных ЕСМА содержится информация о состоянии более чем 1,5 млн устройств, оперативно поступают сообщения об инцидентах.

В ЕСМА внедрены модули мониторинга и диагностики параметров состояния оборудования технологической сети связи, ВОЛС, магистральных кабельных линий (с медными жилами), систем аналоговой и цифровой радиосвязи, технологические модули управления бизнес-процессами подразделений связи. В состав ЕСМА входят 192 модуля.

Основные функциональные возможности и задачи, решаемые ЕСМА:

  • непрерывный объективный автоматический мониторинг параметров оборудования и каналов сети связи;
  • поддержка заданных параметров функционирования и качества сервисов;
  • обеспечение адекватной и своевременной реакции на инциденты;
  • прогнозирование «поведения» сети связи в различных условиях;
  • учет технических средств в рамках ресурсной базы данных ЕСМА;
  • инвентаризация сетевого оборудования;
  • планирование развития сетевой инфраструктуры;
  • автоматизация технологических и бизнес-процессов ЦСС.

Структурно ЕСМА представляет собой территориально распределенную иерархическую модульную автоматизированную систему управления. Иерархия ЕСМА представлена тремя уровнями: корпоративным (верхним) – основной центр управления сетью связи, региональным – центры управления сетями связи и линейным – центры технического обслуживания, организованные на уровне линейных предприятий.

ЕСМА играет большую роль в управлении качеством технологических процессов в соответствии с рекомендациями стандарта ИСО 9001. Наличие такой вертикали отвечает требованиям международного стандарта COBIT. С внедрением ЕСМА коэффициент готовности первичной сети связи РЖД увеличился и составляет не менее 0,999, время устранения инцидентов уменьшилось более чем в три раза.

Наряду с мониторингом и администрированием оборудования и сетей связи ЕСМА позволяет контролировать качество и доступность услуг технологической связи, загрузку сетей, технологические процессы обслуживания устройств, планировать работу и загрузку эксплуатационного персонала, объективно оценивать результаты и качество труда.

– Какие подходы к оценке эффективности работы являются, на ваш взгляд, оптимальными?

– Для разработки стратегий, определения целей и задач, путей их достижения и решения, а также для своевременного принятия корректирующих мер крайне важны полнота и объективность оценки результатов деятельности, причем как отдельного сотрудника, так и предприятия в целом. Важно определять и сравнивать не только результаты «по состоянию на…», но и «тренды» этих оценок.

Большое значение для продуктивной деятельности имеют вовлечение персонала в процесс улучшения работы, а также гибкое применение стимулирования и мотивации труда. В ЦСС для оценки эффективности работы используются методы рейтинговой оценки, сравнения удельных и приведенных величин.

Определены ключевые показатели эффективности (KPI), разработаны методики их расчета и оценки. Внедрена в опытную эксплуатацию система мотивации технического персонала с использованием автоматизированного расчета индивидуальной оценки персонала в Единой системе мониторинга и администрирования сети связи.

В настоящее время система персонального учета объема и качества выполняемых работ охватывает сотрудников вертикали управления, мониторинга и администрирования технологической сети связи. В состав мотивационных групп, для которых реализован автоматизированный расчет показателей работы, входят более 900 сотрудников структурных подразделений ЦСС.

– Какие задачи на среднесрочную перспективу вы относите к числу приоритетных?

– На начало этого года уровень цифровизации первичных сетей технологической связи компании составил примерно 80%, вторичных – 62%. Загрузка первичной сети передачи данных в среднем около 70%, по отдельным направлениям приближается к 90%. Общий средний коэффициент готовности сетей технологической связи (с учетом аналогового оборудования) – 0,97. Старение основных фондов (с учетом морального износа) примерно 63%.

Из этой краткой интегрированной оценки вытекают задачи на среднесрочную (до 2015 г.) перспективу:

  • полная «цифровизация» технологической связи и вывод из эксплуатации аналогового оборудования;
  • обновление и снижение «процента старения» основных фондов на 10–15%;
  • реконструкция (умощнение) первичной сети;
  • перевод сетей поездной радиосвязи на цифровые системы радиосвязи с организацией передачи данных и ответственных команд, в том числе на участках скоростного и высокоскоростного движения;
  • повышение энергоэффективности в соответствии с Энергетической стратегией ОАО «РЖД»;
  • снижение трудоемкости, себестоимости услуг и ресурсов.

– Как вы оцениваете результаты работы филиала в минувшем году? 

– С целью идентификации источников риска, оказывающих влияние на безопасность движения, в 2011 г. в ЕСМА был введен модуль «Анализ факторов и исследование их влияния на возникновение отказов технических средств». По мере выявления факторов риска отказов технических средств предлагаются корректирующие меры. В результате выполнения корректирующих и профилактических мероприятий надежность технологической цифровой сети связи РЖД (коэффициент готовности) за прошлый год повысилась на 0,035%, общее количество отказов технических средств связи снизилось к уровню 2010 г. на 36%. Средний коэффициент доступности услуг и ресурсов технологической связи составил 0,98, средний индекс удовлетворенности потребителя услугами и ресурсами связи – 0,92.

Положительная динамика в данном направлении достигнута благодаря обнаружению предотказных состояний за счет реализации в рамках централизованной системы управления технологической сетью связи технических решений по управлению оборудованием разных производителей. 

В 2011 г. введены в эксплуатацию 1704 км волоконно-оптического и кабеля связи с медными жилами, 193 комплекта цифровых систем передачи, 1853 цифровые коммутационные станции оперативно-технологической связи, мультисервисные АТС общей номерной емкостью более 10 тыс. номеров, демонтировано 859,1 км воздушных линий связи. Продолжают развиваться системы цифровой технологической радиосвязи стандарта GSM-R, ремонтно-оперативной радиосвязи на базе сетей общего пользования стандарта GSM (РОРС GSM). 

– Каковы основные планы на текущий год?

– Согласно матрице SWOT-анализа деятельности ЦСС к стратегическим направлениям развития филиала относятся привлечение внешних инвесторов, интенсификация внедрения информационно-управляющих систем РЖД, освоение новых видов услуг связи (беспроводные, широкополосного доступа, высокоскоростные проводные, NGN и др.), увеличение объема оказываемых услуг связи и сокращение их себестоимости, применение новых телекоммуникационных технологий и оборудования.

Реализуемые в текущем году планы соответствуют матрице SWOT-анализа и задачам на среднесрочную перспективу. В их перечень входят:

  • развитие (умощнение) первичной сети на основных транспортных коридорах четырех железных дорог;
  • подготовка инфраструктуры технологической связи по маршрутам обращения поездов повышенного веса и длины (цифровая радиосвязь, защита от воздействия контактной сети и др.);
  • развитие и реконструкция инфраструктуры телекоммуникаций на объектах Олимпийских игр 2014 г.;
  • продолжение строительства автоматизированной системы учета расчетов за услуги связи ОАО «РЖД»;
  • внедрение системы единого времени ОАО «РЖД», интегрированного с системой единого времени Российской Федерации;
  • реализация комплекса мероприятий по повышению надежности функционирования устройств и качества технологической связи, повышению безопасности движения поездов, информационной безопасности;
  • реализация программ и мероприятий, направленных на повышение (не менее чем на 3%) энергетической эффективности, снижение (не менее чем на 1,5%) трудоемкости; оптимизация расходов;
  • реализация проектов бережливого производства в 17 региональных центрах связи.

Как показывает наш опыт, телекоммуникации обеспечивают основу для внедрения инновационных технологий, систем и повышения эффективности деятельности компании. 






Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Профессиональная радиосвязь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>