ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
В режиме реального времени   Олег Табаровский

Олег Табаровский
заместитель Генерального директора «АМТ-ГРУП»

Глобальные спутниковые системы позиционирования и навигации ГЛОНАСС, GPS и другие блестяще зарекомендовали себя на транспорте. Контроль соблюдения маршрутов и графиков движения, а также местонахождения и использования подвижного состава, мониторинг перевозки ответственных грузов, выбор оптимальных маршрутов, экономия топлива – вот далеко не полный перечень решаемых с помощью ГЛОНАСС/GPS задач. Поэтому все больше транспортных средств оснащается спутниковой навигационной аппаратурой и все больше компаний осваивают эту современную технологию. Тем не менее, существует ряд факторов, ограничивающих применение спутниковых систем. В этом случае на помощь приходят наземные системы позиционирования в реальном времени – Real Time Location Systems (RTLS).

Какие же факторы препятствуют применению исключительно спутниковых систем? Прежде всего, точность пози-ционирования, которая для существующих спутников GPS и ГЛОНАСС составляет 6–15 м. Такой точности вполне достаточно для отслеживания транспорта на городской улице или междугородной трассе, но в ограниченном про-странстве транспортных дворов, стоянок, сортировочных путей ошибка в 6–15 м слишком велика. Кроме того, при определенных условиях спутниковый сигнал может не достигать приемника или приходить со значительными иска-жениями. Например, практически невозможно определить точное местонахождение объекта внутри помещений, уровень приема сигнала от спутников может серьезно ухудшиться под плотной листвой деревьев, нормальный при-ем сигналов могут нарушить помехи от различных наземных радиоисточников. 

В таких случаях оптимальным решением может стать применение систем RTLS. Работа RTLS основана на использовании активных радиочастотных меток (RFID), которые обеспечивают идентификацию и позиционирование помеченных ими объектов.

Существует множество типов RTLS, различающихся своими характеристиками и соответственно применяющихся в различных отраслях экономики и сферах деятельности.

Какая RTLS нужна на транспорте?

В первую очередь, как уже говорилось, необходима точность, сопоставимая с шириной транспортного средства, т. е. 2–3 м, чтобы различать, например, какую позицию на стоянке занимает фура или по какой ветке на сортировочной горке движется вагон. В помещениях, где наряду с транспортными средствами нужно контролировать перемещение людей и отдельных предметов, требуется точность, сопоставимая с их размерами в плане, т. е. примерно 1 м.

В большинстве случаев прокладка сетей связи и синхронизации затруднена, требует существенных расходов, а по-рой просто невозможна. Единственный вариант – использование беспроводной сети передачи данных.

Степень ответственности решаемых задач, высокая цена ошибки, риск для здоровья и жизни людей в случае сбоя системы – все эти факторы диктуют требования к высокой помехоустойчивости, надежности, способности системы к самовосстановлению.

Наконец, для расширения круга решаемых задач система должна иметь относительно невысокую стоимость. Ука-занным требованиям в полной мере отвечает система RTLS, созданная компанией «АМТ ГРУП».

Как работает RTLS

Основными элементами инфраструктуры RTLS являются анкеры, закрепленные в точках с известными координа-тами, относительно которых осуществляется позиционирование. Анкеры образуют беспроводную сеть, по которой от сервера системы передаются команды управления инфраструктурой и метками, а на сервер отправляются данные об измеренных расстояниях между метками и анкерами.

Закрепленная на объекте радиочастотная метка, получив соответ¬ствующую команду, измеряет расстояния до ука-занных ей анкеров и передает полученные результаты на сервер. Местоположение меток рассчитывается сервером по результатам измерения расстояний до трех и более анкеров. Для повышения точности и достоверности позицио-нирования координаты уточняют, используя специальный математический аппарат, исходя из топологии пространства, где могут находиться объекты, наличия препятствий и т. д. 

Радиочастотная сеть RTLS имеет самовосстанавливающуюся ячеистую структуру и резервированные шлюзы, что обеспечивает повышенную живучесть сети – способность продолжать работу при выходе из строя любого элемента. Сеть масштабируется в широких пределах и может покрывать территории в десятки гектар, как в помещениях, так и на открытом пространстве.

Радиочастотная сеть RTLS помехоустойчива и не создает помех другим сетям связи.

Элементы сети RTLS имеют высокую надежность, могут работать до 8 часов при пропадании напряжения питания, устойчивы к внеш¬ним воздействиям – не требуют дополнительной защиты при работе на открытом воздухе. Стоимость развертывания и эксплуатации RTLS ниже, чем для спутниковых систем.

Система позиционирования компании «АМТ-ГРУП» может использоваться как самостоятельно, так и в конвергенции со спутниковыми системами навигации и/или системами видеонаблюдения, поднимая их функциональные возможности на качественно новый уровень. Системы RTLS находят применение во всех сегментах транспортной отрасли, учитывая специфику каждого из них.

Грузовой железнодорожный и автотранспорт

Оснащение системой позиционирования реального времени локомотивных и вагонных депо, дебаркадеров, авто-парков, гаражей, мастерских, терминалов, крытых дворов и других закрытых пространств и помещений в сочетании с использованием спутниковых систем навигации обеспечивает всеобъемлющий контроль местонахождения и перемещения транспорта. Это позволяет не только наблюдать на плане движение транспортных средств, но и автоматически, в режиме реального времени отслеживать соблюдение графиков погрузочно-разгрузочных работ и обслуживания подвижного состава, контролировать его размещение на стоянках.

Дистанционный мониторинг занятости стоянок, моек, зон и постов диагностики, ремонтных зон и мастерских дает диспетчеру возможность, с одной стороны, обеспечивать их максимальную загрузку, с другой – минимизировать вре-мя простоя транспортных средств. Таким образом, одновременно решаются две задачи: увеличивается эффектив-ность работы вспомогательных служб и повышается коэффициент полезного использования подвижного состава.

При использовании меток, сблокированных с датчиками температуры, открытия дверей и/или другими датчиками контроля состояния транспортных средств и находящихся в них грузов, RTLS предоставляет диспетчеру информацию, необходимую для обеспечения сохранности грузов. В случае несанкционированного открытия дверей кузова или вагона система подает тревожный сигнал в службу охраны с указанием места происшествия. При отклонении показаний датчиков контроля от допустимых величин диспетчер получает соответствующий сигнал. Наличие сигнализации позволяет сократить потери от хищений и порчи скоропортящихся продуктов во время стоянки и обслуживания транспортных средств.

При наличии в компании большого количества объектов, расположенных в сотнях и тысячах километров друг от друга, возможно создание единой диспетчерской системы контроля местонахождения и движения подвижного состава. Связь объектов с сервером центральной диспетчерской в этом случае осуществляется по арендованным выделенным каналам либо по защищенным каналам в сети общего пользования (Интернет, GSM, 3G/LTE). Транспорт в пути контролируется спутниковыми системами позиционирования (ГЛОНАСС и др.). 

Осуществляемый RTLS инструментальный контроль местонахождения объектов позволяет исключить ошибки, связанные с человеческим фактором.

Метрополитен и железнодорожные пассажирские перевозки

В метрополитене и на вокзалах RTLS, как и в случае с грузоперевозками, позволяет эффективно решать проблемы, связанные с подвижным составом, а также способствует решению актуальных вопросов безопасности.

В сочетании с видеонаблюдением RTLS обеспечивает возможность автоматизировать контроль проникновения посторонних в запретные для них зоны: технические помещения, тоннели метро и т. п. Если весь персонал снабжен метками, то сигнал датчика движения видеокамеры в сочетании с отсутствием соответствующего сигнала метки в поле зрения видеокамеры будет означать проникновение постороннего. Информация об этом факте мгновенно передается диспетчеру. Сигнал о происшествии также подается на метку ближайшего сотрудника службы безопасности. Система оповещения позволяет оперативно и целенаправленно реагировать на подобные нарушения. 

RTLS в конвергенции с видеонаблюдением автоматизирует дистанционное опознавание сотрудников при пропуске в охраняемые зоны: находящийся в поле зрения видеокамеры человек идентифицируется по имеющейся у него метке, и на экране оператора рядом с видеоизображением появляется соответствующая фотография.

RTLS дает возможность мгновенно найти конкретного сотрудника в любом месте либо любого сотрудника, находящегося в определенной зоне, подать на метку сотрудника сигнал о необходимости срочно связаться с диспетчером. В свою очередь, сотрудник, пользуясь меткой, может подать тревожный сигнал диспетчеру.

Городской общественный транспорт

Оснащение системой RTLS трамвайных, троллейбусных, автобусных парков, таксопарков, мастерских, крытых дво-ров и других закрытых пространств и помещений в сочетании с использованием спутниковых систем навигации обес-печивает полный непрерывный контроль местонахождения и перемещения транспорта компании. 

Это позволяет в режиме реального времени отслеживать соблюдение графиков и маршрутов движения, наглядно контролировать процессы обслуживания подвижного состава и его размещения на стоянках. 

Дистанционный мониторинг занятости стоянок, моек, зон и постов диагностики, ремонтных зон и мастерских позволяет диспетчеру обеспечить их максимальную загрузку и минимизировать время простоя транспортных средств. Тем самым повышаются эффективность работы вспомогательных служб и коэффициент полезного использования подвижного состава, обеспечивается экономия средств и улучшается качество обслуживания пассажиров.

Авиационный транспорт

В авиационных предприятиях, как и в автотранспортных, RTLS помогает повысить эффективность и безопасность эксплуатации наземных транспортных средств и передвижных механизмов, снизить стоимость и улучшить качество их обслуживания. 

Кроме того, RTLS дает авиапредприятию возможность повысить качество и ужесточить контроль обслуживания и ремонта воздушных судов. Для этого инфраструктура RTLS развертывается на территории, где производится ремонт и осуществляется обслуживание. 

Система позволяет быстро найти требуемый актив в пределах охвата сети, что важно при необходимости опера-тивной замены.

В условиях аэропорта RTLS в сочетании с видеонаблюдением позволяет автоматизировать контроль проникнове-ния посторонних в запретные для них зоны. Система видеонаблюдения с системой видеоаналитики обнаруживает и отслеживает цели в контролируемой зоне. Каждая цель постоянно имеет в системе видеонаблюдения координаты и другие параметры движения, такие как скорость и курс. Одновременно эти же параметры отслеживаются для всех меток, а значит и сотрудников, зарегистрированных в системе. Путем сопоставления данных из обеих систем с ис-пользованием сложных математических алгоритмов можно с высокой степенью достоверности идентифицировать каждого сотрудника, появляющегося в зоне видеонаблюдения. Цели, не прошедшие идентификацию, – скорее всего, нарушители. Информация об этом факте мгновенно передается диспетчеру. Кроме того, сигнал о происшествии мо-жет передаваться на метку ближайшего сотрудника службы безопасности. Такая система оповещения значительно повышает эффективность видеонаблюдения, делая его по-настоящему оперативным и менее зависящим от челове-ческого фактора. Теперь полный цикл обнаружения и идентификации нарушителя в любой зоне может быть полно-стью автоматизирован. 

Водный транспорт

На водном транспорте RTLS предоставляет возможность автоматизированного контроля движения судов, включая маломерные, что особенно важно в местах со сложным судовым ходом, в гаванях и затонах, на других ограниченных акваториях с высоким трафиком.

RTLS обеспечивает:

  • инструментальный контроль соблюдения правил плавания по внутренним водным путям РФ. Перемещение каждого судна фиксируется в базе данных, что позволяет детально и наглядно воспроизводить на плане траектории судов при расследовании нарушений и аварий;
  • мониторинг движения судов по судовому ходу и предотвращение столкновения судов между собой и с препятствиями (мелями). При возникновении опасной ситуации RTLS подает сигнал на пульт диспетчера, а также на метку судна, попавшего в опасную ситуацию.


Метка RTLS, предназначенная для использования на судне, выполняется в корпусе с уровнем защиты IP67. Такая метка может использоваться на открытом воздухе и допускает кратковременное погружение в воду на глубину до одного метра. Метка также имеет достаточную устойчивость к механическим воздействиям.

Благодаря высокой точности позиционирования, оперативности и наглядности представления данных, высокой устойчивости к внешним воздействиям, способности продолжать работу при пропадании электропитания, возможности охвата больших территорий внутри помещений и на открытом воздухе RTLS компании «АМТ-ГРУП» является оптимальным решением для предприятий транспортной отрасли. Использование RTLS способствует решению широкого круга проблем – от повышения качества обслуживания и эффективности использования подвижного состава до обеспечения безопасности пассажиров и персонала. 







Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Спутниковая связь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>