ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Отрасль
Тимур Иванов: «Руководство энергетической отраслью сегодня – это управление реформой в самой активной и сложной ее фазе»   

Интервью с генеральным директором Российского энергетического агентства

– Как вы оцениваете общее состояние электроэнергетического сегмента отечественного ТЭК с точки зрения эффективности управления, последовательности проведения государственной политики, ресурсоэффективности?

– Реформа электроэнергетики завершена, но нам многое еще предстоит сделать. По моему мнению, рано говорить о достижении цели реформы. Не удалось обеспечить сдерживания темпов роста цен за счет формирования конкуренции, привлечь достаточные инвестиции в модернизацию энергетики. Рынок электроэнергии и мощности функционирует, но правила и параметры его работы требуют дальнейшего совершенствования в интересах потребителей.

Конкуренция пока не стала фактором, стимулирующим отраслевые компании к масштабной модернизации производства и повышению уровня качества обслуживания. Нам необходимо создать механизмы обратной связи с потребителями для оценки успеха руководства компаний и прибыльности бизнеса. 

Для обеспечения такой связи требуется модернизация систем учета энергии и расчетов за ее потребление. Нам необходимо предоставить возможность потребителям контролировать объем, стоимость и качество услуг. ГИС ТЭК установит в этой области новые стандарты открытости и доступности информации для всех участников рынка.

Энергетические компании до сих пор не стали клиентоориентированными и пока больше заняты обслуживанием технической инфраструктуры, чем борьбой за потребителей. Причем даже обслуживание инфраструктуры вызывает иногда законные нарекания, достаточно вспомнить ситуацию с прорубкой просек вдоль линий электропередачи. В этот период были обнаружены вопиющие случаи коррупции – некоторые руководители энергокомпаний переводили средства, предназначенные для модернизации объектов энергетики, на свои счета в офшоры. 

Закрытость и непрозрачность российского рынка и отношений в российском бизнесе отпугивают инвесторов. ГИС ТЭК должна сделать эти отношения значительно более открытыми и понятными путем применения инструментов контроля и раскрытия информации. На мой взгляд, внедрение ГИС ТЭК положительно скажется на образе энергетического бизнеса в глазах инвесторов, будет стимулировать приток инвестиций в энергетическую отрасль.

Не только эти, но и многие другие проблемы обсуждаются и в прессе, и в Правительстве. Идет активная работа по поиску решений. В подобных условиях не следует рассуждать о том, что в России наконец-то выстроена совершенная система государственного управления энергетикой, давать ей окончательные оценки и подводить итоги. В действительности руководство энергетической отраслью сегодня – это управление реформой в самой активной и сложной ее фазе, это участие в процессе коренных преобразований всей системы регулирования одной из самых больших энергосистем в мире.

При этом нужно учитывать, что с самого начала вся энергосистема и процесс управления были выстроены под централизованную, плановую систему управления в СССР, и сейчас нет уверенности в том, что рыночные механизмы будут действовать в такой структуре. Система просто не имеет достаточной гибкости, чтобы функционировать под децентрализованным управлением свободных и автономных рыночных агентов.

Итак, перед государством стоит целый ряд сложнейших проблем – технических, экономических, социальных, кадровых. Мы пытаемся избежать не только рисков новых техногенных катастроф, социальных взрывов, но и удушения экономики России тарифами. В таких условиях некуда отступать, мы просто вынуждены довести реформы до конца и обеспечить работу рыночных механизмов, а также коренную модернизацию энергетики и системы потребления. Мы рассчитываем, что стратегия реформирования и модернизации ТЭК будет строиться на основе актуальной и достоверной информации, предоставляемой ГИС ТЭК.

Руководство страны стремится консолидировать усилия экспертов и центров компетенции. Для решения текущих задач реформы привлекаются лучшие специалисты, формируются системы сбора необходимых данных. К сожалению, все это пока находится в раздробленном состоянии, требует дальнейшей мобилизации усилий и средств в данном направлении.

Закон о создании ГИС ТЭК дает нам возможность структурировать эти усилия, выстроить механизмы эффективных коммуникаций между государством, представителями науки и бизнеса. Это конкретный шаг в направлении создания максимально эффективной системы управления. Принимая решения, мы должны полагаться не на «авось» или «мудрость руководителей», а на результаты конкретных модельных расчетов, прогнозов и оценок, основанных на достоверных данных и учитывающих максимально широкий спектр факторов. В этом и состоит основная цель создания ГИС ТЭК.

– Какие цели преследовались при разработке и строительстве ГИС ТЭК? Каковы характеристики качественно нового уровня управления, который будет достигнут после ввода системы в эксплуатацию?

– Пока нельзя говорить о ГИС ТЭК как о чем-то свершившемся. Цели ее создания не «преследовались», а скорее «преследуются». К настоящему времени принят закон о создании ГИС ТЭК, формируется система подзаконных нормативно-правовых актов. В совокупности все это должно обеспечить твердую нормативную базу для создания системы – основной задачи на следующем этапе.

Цели создания системы в контексте электроэнергетики – поддержка принятия управленческих решений и обеспечение эффективных коммуникаций между всеми участниками процесса модернизации энергетики: государством, наукой и бизнесом.

Важно, чтобы постановка целей, задач и проблем была основана на анализе всех необходимых и достоверных данных, доступных для проверки заинтересованным сторонам, а также результатов оценки фактов и прогнозов развития ситуации.

Речь идет не об интуитивных оценках ситуации отдельными руководителями или экспертами, сделанных под влиянием политической или бизнес-конъюнктуры, а о системе фактических показателей и модельных прогнозов, доступных для конструктивной научной критики. Это должна быть система, в рамках которой представители экспертного сообщества, научной среды, бизнеса и общества получат возможность более активно влиять на повестку дня, постановку задач государственного управления.

Хорошо известным, разрекламированным примером из другой области может служить проблема глобального потепления, якобы вызванная деятельностью человека и требующая ограничения выбросов. Данная проблема, муссируемая политиками, формирующая целый рынок, пока не имеет под собой твердой научной базы. В энергетике немало аналогичных «наведенных» проблем, которые при изменении точки зрения разрешаются сами собой.

Например, сельские потребители могут быть обеспечены энергией по приемлемым ценам за счет локальных энергоресурсов, таких как торф, биотопливо или отходы, и специализированных средств малой генерации. Очевидно, что необходимо в первую очередь обеспечить использование всего спектра локальных возможностей, прежде чем вовлекать в решение данной проблемы «большую» энергетику. Между тем сейчас на уровне большого бизнеса и Правительства такие перспективы неочевидны. В процессе становления находится система эффективной реализации локальных возможностей, причем непосредственное участие в нем принимает Российское энергетическое агентство. Нам нужно отслеживать ситуацию в области альтернативной и малой энергетики, поскольку это может привести к быстрой смене энергетического баланса не в пользу «большой» энергетики и усилить конкуренцию в данной сфере. 

Принимаемые Правительством решения также должны основываться на результатах исследований, моделировании и анализе всех достоверных сведений об энергетике и тенденциях ее развития. Мы должны двигаться вперед, точно просчитывая результаты принимаемых решений, проводя глубокий научный анализ вариантов развития. 

У нас должна быть возможность с помощью системы проследить путь от оценок состояния до принятия решений, оказавших влияние на текущую ситуацию, до расчетов, моделей и исходных данных, которые были использованы при выработке решений. В этом смысле государственная политика должна стать более последовательной и логичной, а ответственность политиков смещена с выработки конкретных решений и шагов к расстановке приоритетов и осмысленному выбору между точно просчитанными альтернативами.

– Каковы предпосылки создания подобного комплекса? Какие текущие и перспективные задачи невозможно решить в отсутствие подобного инструментария? Как сегодня строится работа?

– Несмотря на ряд небольших различий, во всех сегментах ТЭК существуют сходные предпосылки выстраивания систем ГИС ТЭК. Скажем, в электроэнергетике после реформирования РАО ЕЭС сама ЕЭС как целое попала «под опеку» государства. Станции и сети как части ЕЭС принадлежат некоторым относительно обособленным экономическим субъектам, а сама единая система не является частной собственностью. 

Если говорить, например, о Системном операторе (СО) ЕЭС, то ему принадлежат его офисы и информационные системы, хотя именно его деятельность и формирует целостность ЕЭС – большую, чем просто сумма ее частей. В действительности новым центром ответственности за ЕЭС стало государство в лице прежде всего Министерства энергетики. Кроме того, внутренняя управленческая структура отрасли заметно изменилась: система стала менее централизованной. 

Очевидно, что в сложившихся условиях неприменимы механизмы прямого административного воздействия. Необходимо выстроить гибкие высокотехнологичные системы регулирования, адекватные по сложности объекту управления. В этом и заключается основная причина разработки сегмента электро- и теплоэнергетики. Новый центр ответственности – Министерство энергетики – выстраивает новую систему управления. 

Что касается задач, то, по оценкам экспертов, резервы энергоэффективности ЕЭС сравнимы с объемом сбережения всей Госпрограммы энергосбережения. Объем потребления газа в электроэнергетике равен трети внутреннего потребления газа в Российской Федерации и половине объема экспорта. Прирост потребления газа в электроэнергетике в 2011 г. составил 6,4%, а прирост производства электроэнергии по ТЭС – 3,4%. По оценкам экспертов-режимщиков, при реализации единой целевой функции (принципа) надежности и экономичности есть возможность обеспечить трехпроцентную экономию топлива на ТЭС ЕЭС, причем без уменьшения сверхнормативного резервирования. 

Настройка и отладка режимов ЕЭС с расчетом на оптимизацию – только одна из задач, которые невозможно решить без рассмотрения энергосистемы как целого и без новых расчетных моделей и систем сбора и обработки данных. В перспективе, например, возможна оптимизация режимов на уровне всего ТЭК. Можно предположить, что отладка и синхронизация режимов поставок «Газпрома» и ТЭС ЕЭС могут дать огромный эффект.

Спектр решаемых ГИС ТЭК задач огромен. Детальный контроль балансов по всем срезам добычи, переработки, транспортировки энергоносителей, а также прогнозирование балансов с учетом обслуживания, ремонта и модернизации обеспечат точный прогноз кризисных ситуаций в сфере энергоресурсов. Детальная информация о планах предприятий ТЭК с опорой на отраслевую нормативно-справочную информацию позволит спрогнозировать запрос на оборудование и материалы для промышленности, выстроить правильную стратегию для российских производителей.

 В соответствии с законом о создании ГИС ТЭК существует 21 вид информации, каждый из которых определяет предметные области в ТЭК, моделируемые с помощью системы и связанные с десятками релевантных задач, решаемых с использованием системы.

Если говорить о текущем состоянии информатизации в области государственного управления, то в большинстве случаев эффективный сбор данных происходит только по жесткому требованию Правительства «в ручном» режиме и в сжатые сроки. Это накладывает значительные ограничения на состав собираемых данных и их достоверность. На уровень министерства поступают в основном агрегированные данные и результаты экспертных оценок. К примеру, сбор данных о состоянии оборудования не может быть выполнен в таком режиме, поскольку эти данные разнородные, а в большинстве случаев достоверной информации просто нет. Сбор таких данных в нынешних условиях крайне затруднен. Уровень информационно-аналитического обеспечения деятельности министерства и ключевых центров компетенции явно недостаточен.

– На какой технической и технологической базе планируется развертывание системы? Существуют ли предварительные оценки информационных потоков, объемов информации, требований к скорости доступа и т. д., соответствующей инфраструктуры?

– Интеграционный сегмент ГИС ТЭК будет функционировать на базе арендуемой программно-технической инфраструктуры на основе «вычислительного облака». Это даст возможность снизить бюджетные расходы на создание центров обработки данных (ЦОД) и их подключение к узлам магистральных телекоммуникационных сетей, построение, аттестацию и сопровождение инфраструктуры, аренду магистральных каналов связи и организацию «последних миль» телекоммуникационных сетей.

Предлагаемая модель предоставления инфраструктуры как сервиса, а для некоторых задач – платформы как сервиса позволит использовать для нужд ГИС ТЭК существующие сети передачи данных и имеющиеся вычислительные ресурсы.

ГИС ТЭК будет создаваться на основе проверенных передовых технологий, использованных, в частности, при формировании находящейся в промышленной эксплуатации Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

– В какой степени проработан вопрос взаимодействия с отраслью и иными ведомствами? Будут ли задействованы актуальные механизмы, уже обкатанные в рамках проекта «электронное правительство», в частности системы удостоверяющих центров и механизм ЭЦП?

– На первом этапе создается интеграционный сегмент ГИС ТЭК. Цель этой работы – консолидация информационных ресурсов органов исполнительной власти. По закону о ГИС ТЭК мы должны обеспечить однократность сбора данных. Это значит, что недопустимы повторные запросы со стороны государства к субъектам ТЭК по вопросам предоставления отчетных данных, в случае если какой-то орган исполнительной власти эти данные уже собирает. Устранить этот риск мы должны на начальном этапе создания системы.

При соблюдении перечисленных условий ГИС ТЭК будет взаимодействовать с инфраструктурой информационного общества (речь, в частности, идет о подключении к федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия – СМЭВ), в том числе с государственной автоматизированной системой «Управление» (ГАСУ), федеральной государственной информационной системой ЕИАС ФСТ России, единой межведомственной информационно-статистической системой (ЕМИСС), информационными системами ФНС, Ростехрегулирования, Росстата, другими государственными и ведомственными системами, а также с единым пространством доверия электронной цифровой подписи (ЕПД ЭЦП).

По предварительным прогнозам, ГИС ТЭК будет интегрирована с 35 государственными и ведомственными информационными системами.

Проверенные на практике, перспективные технологии межведомственного взаимодействия позволят поддерживать актуальность данных единой НСИ ГИС ТЭК. Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, получаемые из ФНС, включая все необходимые предметные справочники юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, послужат основой для справочников субъектов ТЭК и субъектов потребления энергоресурсов. То же самое относится и к Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получаемому из Росреестра, включая все необходимые предметные коллекции объектов недвижимости. Кроме того, в систему будут интегрированы общероссийские классификаторы, получаемые из Ростехрегулирования, Росстата и других ведомств.

При создании отраслевых сегментов ГИС ТЭК будут использованы наиболее удачные инженерные решения существующих систем сбора и обработки отраслевой информации.

– В чем специфика отраслевых сегментов системы, таких как «электроэнергетика, теплоэнергетика и энергосбережение» и «повышение энергетической эффективности», если сравнивать их с иными сегментами? Какие этапы работ предусмотрены? Какие аспекты представляются вам наиболее критичными?

– Особенности электроэнергетики и теплоэнергетики заключаются в фундаментальном значении отрасли для устойчивого развития промышленности и повседневной жизни граждан, а также в накопленном большом опыте решения насущных проблем. К важнейшим задачам ГИС ТЭК относятся стимулирование полноценного практического использования этого опыта на основе системного подхода и задействование всего информационного ресурса ГИС ТЭК. 

Необходимо подчеркнуть важность не только особенностей отрасли, но и эффективного взаимодействия сегментов ГИС ТЭК, в частности взаимодействия электроэнергетики и теплоэнергетики с газовым и инновационным сегментами и возобновляемой энергетикой. Для этого и предназначен интеграционный сегмент ГИС ТЭК.

Главной особенностью энергосбережения и повышения энергетической эффективности является охват большого количества поставщиков информации. Энергосбережение – это процесс, а энергетическая эффективность – его результат. Оценить этот результат невозможно, собирая и анализируя данные только от организаций и объектов ТЭК. Фактически нам нужны данные о затратах энергоресурсов на получение всех типов полезных эффектов. 

Здесь пригодится опыт, полученный на начальном этапе промышленной эксплуатации ГИС «Энергоэффективность». После интеграции с ГИС «Энергоэффективность» функциональность и количество респондентов сегмента энергосбережения и повышения энергетической эффективности ГИС ТЭК будут существенно увеличены в соответствии с положениями государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)» и других действующих и принимаемых для обеспечения функционирования ГИС ТЭК нормативно-правовых актов.

Все отраслевые сегменты будут состоять из набора базовых типовых подсистем и набора подсистем, специфических для данного сегмента. Например, важную роль в сегменте электроэнергетики и теплоэнергетики будет играть подсистема разработки и сопровождения схем, включая генеральную схему развития и размещения объектов электроэнергетики, схемы внешнего энергоснабжения крупных потребителей, электроснабжения и теплоснабжения городов и промышленных узлов.

Принципиально важным является учет на всех этапах работ аспектов многоуровневого взаимодействия сегментов.

– Насколько, по вашим наблюдениям, отрасль готова к предстоящей «революции»? Что внедрение ГИС ТЭК даст самим предприятиям? Существуют ли опасения со стороны предприятий ТЭК за сохранность сведений, передаваемых хозяйствующими субъектами в систему?

– Предприятия ТЭК в целом заинтересованы во взаимовыгодном обмене актуальной информацией, и ГИС ТЭК предоставит им такую возможность.

Сошлюсь на простой пример. Важной проблемой является отсутствие взаимовыгодного сотрудничества между субъектами ТЭК газовой и электроэнергетической отраслей. Подобное сотрудничество на основе объективной и целостной информации о техническом состоянии объектов ТЭК, вырабатывающих электроэнергию, откроет существенный резерв повышения эффективности ТЭК благодаря точному планированию поставок со стороны газовой отрасли (вместо жестких лимитов и штрафов за их превышение, вызываемое обычно объективной необходимостью), а также поставок электроэнергии со стороны системного оператора, учитывающего больше объективных показателей для расчетов режимов.

В то же время пристальное внимание будет уделено вопросам соблюдения коммерческой тайны, и у субъектов ГИС ТЭК не должно оставаться сомнений в уровне и качестве решения этих вопросов. 




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме КИС (Корпоративные информационные системы)

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>