ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Интервью номера
Юрий Урличич: «ГЛОНАСС стала стержневым элементом в обеспечении национальной безопасности и ускоренного социально-экономического развития страны»   

Сложно поверить, но с момента запуска первого российского спутника глобальной навигационной системы, состоявшегося 12 октября 1982 г., прошло уже почти 30 лет. В настоящее время ГЛОНАСС входит в новую фазу, особенности которой обусловлены растущими потребностями гражданских пользователей. О планах развития системы и реализации социально значимых проектов на ее основе, а также об основных направлениях деятельности одного из ведущих предприятий космической отрасли страны в интервью нашему журналу рассказал генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы», генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич.

– Юрий Матэвич, сейчас, когда завершены работы по прошлой Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» и вступила в действие новая, хотелось бы подвести некоторые итоги. Как происходило развитие системы и что представляет собой ее орбитальная группировка сегодня? 

– Как и американская GPS, ГЛОНАСС создавалась как система военного назначения. В 1995 г. действовала полная орбитальная группировка, затем наступил период деградации, когда на орбите функционировало пять-шесть космических аппаратов (КА), которые, по сути, не решали поставленных задач. В результате реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» на период 2002–2011 гг. группировка восстановлена и сейчас работает в полном составе: 31 КА, из которых по целевому назначению штатно используются 24. Более того, впервые в истории ГЛОНАСС появились космические аппараты, составляющие орбитальный резерв системы.

Следует отметить, что до недавнего времени ГЛОНАСС была представлена исключительно космическим комплексом – орбитальной группировкой и наземными системами управления. В 2008 г. были утверждены тактико-технические требования к ГЛОНАСС, определившие состав системы. В ГЛОНАСС были включены все составные части, определяющие ее характеристики, и с этого момента началось координированное развитие системы в целом. В ходе выполнения ФЦП «Глобальная навигационная система», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 августа 2001 г. № 587, было обеспечено развитие системы ГЛОНАСС как составной части особо важной государственной инфраструктуры, созданы основы для ее широкомасштабного использования в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также в различных отраслях экономики и программах международного сотрудничества.

Первый спутник «Глонасс» (всего запущен 81 спутник первого поколения) был выведен на орбиту в 1982 г. В 2003 г. запущен первый «Глонасс М» (всего 33 спутника), а 26 февраля 2011 г. – первый КА «Глонасс-К», который вполне успешно проходит летные испытания. Спутники третьего поколения «Глонасс К» – это аппараты с улучшенными характеристиками, которые наряду с сигналами с частотным разделением будут излучать сигналы с кодовым разделением. Всего штатная орбитальная группировка системы ГЛОНАСС состоит из 24 КА, расположенных в трех орбитальных плоскостях, разнесенных по долготе восходящего узла на 120°. В каждой орбитальной плоскости равномерно размещаются по аргументу перигея восемь спутников.

– Что планируется сделать в ближайшие годы? Какие существуют планы по запуску спутников? 

– Дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС будет осуществляться в рамках новой Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012–2020 гг. Она утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 03.03.2012 №189. Цель программы – массовое внедрение отечественных навигационных технологий, гарантированное предоставление потребителям всех категорий навигационных услуг за счет поддержания и развития системы ГЛОНАСС, улучшения ее характеристик, расширения функциональных возможностей, условий и сфер использования, сбалансированного развития составных частей системы. Программа предусматривает уменьшение погрешности навигационных определений до 0,6 м. Это чрезвычайно амбициозная задача, решение которой потребует развития навигационных радиосигналов, внедрения новых технологий управления КА и развертывания функциональных дополнения. Поэтому ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012–2020 гг. предполагает значительное развитие космического сегмента, смену поколений спутников. По сути, ГЛОНАСС сейчас входит в новую историческую фазу.

Для поддержания орбитальной группировки в 2012–2020 гг. программой предусмотрены запуски как КА «Глонасс-М», так и «Глонасс К». Планируется, что с 2015–2016 гг. орбита будет восполняться только спутниками «Глонасс-К» и в 2020 г. орбитальная группировка будет состоять из 30 спутников. Кроме того, на 2012 г. намечено завершение модернизации наземного комплекса управления, планируется расширить сеть измерительных станций в России и за рубежом. 

– Одним из важных компонентов системы является комплекс функциональных дополнений ГЛОНАСС, в частности широкозонная система дифференциальной коррекции и мониторинга навигационных полей (СДКМ). Каково его состояние?

– К настоящему времени развернуты основные элементы системы – комплекс сбора измерений, включающий станции сбора измерений на территории России и за рубежом, центр СДКМ, и комплекс доставки информации потребителям. Основу орбитальной группировки СДКМ составляют космические аппараты многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч», размещаемые на геостационарной орбите. В конце 2011 г. был запущен КА «Луч-5А». Он будет передавать поправки к измерениям, выполняемым по спутникам ГЛОНАСС, что повысит точность этой системы. Полная группировка из трех КА «Луч» будет развернута к 2014 г.

Строительство наземных станций дифференциальной коррекции планируется продолжить. С этой целью ведутся переговоры о размещении станций на территории Австралии, Бразилии, Индонезии, Никарагуа, что позволит повысить точность навигационных определений до 1 м. Как вариант рассматривается размещение четвертой станции в Антарктиде, где уже построены три станции, две из которых – «Беллинсгаузен» и «Новолазаревская» – были введены в строй в 2010 г. В Северном полушарии уже работают 19 станций, установленных на территории России. В перспективе планируется установить еще две – в Тюменской области и Республике Саха-Якутия.

Развертывание СДКМ и дополнительно излучаемые спутниками «Глонасс-К» новые навигационные радиосигналы с кодовым разделением не только обеспечат повышение качества навигационных услуг ГЛОНАСС, но и создадут благоприятные предпосылки для построения региональной высокоточной навигационной системы. С ее помощью потребители смогут решать навигационные задачи с сантиметровой точностью, как на территории России, так и в государствах Европы, Ближнего и Дальнего Востока.

– Какие основные тенденции развития навигационных спутниковых систем вы могли бы выделить? 

– Надо отметить, что в настоящее время четко обозначились две мировые тенденции, продиктованные стремлением их владельцев обеспечить пользователям гарантированное обслуживание с заданным качеством, – это формирование некоторой избыточности КА на орбите (больше минимально необходимого количества КА), а также создание и использование дополняющих и ассистирующих систем (функциональных дополнений).

Сейчас в мире действуют две глобальные навигационные спутниковые системы – GPS (США) и ГЛОНАСС (РФ), работы по развертыванию ГНСС ведут Европейский Cоюз (Galileo) и Китайская Народная Республика (Compass). Существующие и создаваемые глобальные навигационные спутниковые системы имеют свои особенности построения. Повышение точности и контроль целостности системы GPS в составе 30 среднеорбитальных КА обеспечиваются через четыре спутника системы WAAS на геостационарных орбитах (ГСО), излучающих навигационные сигналы. Кроме того, прорабатывается возможность организации дополнительного канала информационной поддержки потребителей с использованием низкоорбитальных КА системы Iridium. Система Galileo включает среднеорбитальную группировку из 27 КА. Сейчас запущены два космических аппарата, сделан заказ еще на восемь спутников, и, по планам европейских коллег, после 2015 г. следует ожидать развертывания системы в полном объеме. Функциональные дополнения обеспечит система EGNOS с тремя космическими аппаратами на ГСО. Очень интересен опыт Китая: наряду с глобальной составляющей Compass/Beidou (27 КА Compass-M, из них пока запущен только один) будут использоваться еще два «региональных яруса» спутников – навигационно-связных КА Compass-G на ГСО и КА Compass-I на круговых геосинхронных орбитах. Всего в системе будет 35 КА. 

– Существует ли понимание принципов их использования?

– Характерная особенность конкурирующих ГНСС – растущая потребность в интеграции. В рамках международного комитета по ГНСС при ООН выработан ряд принципов интеграции глобальных навигационных спутниковых систем. 

Первый уровень интеграции – их совместимость («не мешать друг другу»), которая обеспечивается механизмами регламентации. Степень совместимости определяется эффективностью обслуживания пользователей ГНСС.

Второй уровень – взаимодополняемость («вместе лучше, чем поодиночке»). Этот принцип хорошо иллюстрирует пример взаимодополняемости GPS и ГЛОНАСС. Если на открытой местности каждая из систем обеспечивает 100% доступности, то в условиях сильно пересеченной местности либо городской застройки картина резко меняется. Например, в Москве доступность той и другой системы по отдельности составляет в среднем 75% (т. е. в течение суток пользователь оперативно обслуживается около 18 часов), а объединение ресурсов обеих группировок повышает доступность практически до 100%. Вопрос о взаимодополняемости решается путем разработки совмещенных приемников.

Третий уровень интеграции – взаимозаменяемость («любых четырех достаточно»), когда для решения задач навигации и получения точного времени необходимо созвездие из любых четырех КА независимо от того, к какой системе они относятся. Этот уровень требует более тесного согласования математических моделей движения, систем координат и многого другого. Если на первых двух уровнях достаточно регламентации и координации работ, то здесь уже необходимо достигать взаимного согласия. К нему следует стремиться, но, к великому сожалению, это вопрос не сегодняшнего дня. Еще более отдаленным представляется самый верхний уровень интеграции – единая мировая ГНСС, которая может быть построена только при всеобщем согласии. 

– Какие области применения ГЛОНАСС наиболее перспективны?

– Сегодня трудно назвать область социально-экономической деятельности, где ГЛОНАСС не нашла бы практического применения. С каждым днем сферы эффективного использования системы расширяются, и эта закономерность подтверждает важность дальнейшего развития ГЛОНАСС и информационных технологий на ее основе. 

Взаимосвязанное развитие технологий и потребностей пользователей влечет за собой и повышение требований к системе навигации. Так, освоение природных ресурсов на шельфе и труднодоступных месторождений требует точности навигационных определений до 0,1 м, развитие Северного морского пути, преодоление транспортной недоступности Сибири и Дальнего Востока – до 0,5 м. Для научных исследований с целью прогнозирования природных явлений и навигационного обеспечения промышленно развитых регионов необходима точность 0,06 м. Сейчас у ГЛОНАСС точность навигационных определений составляет 2,8 м, у GPS – 1,8 м. Добиться сантиметровой точности, в первую очередь за счет дополняющих систем, в том числе и наземного базирования, вполне реально. В этом направлении сейчас ведутся серьезные исследования. 

Многолетний период использования и развития системы ГЛОНАСС показал, что она стала стержневым элементом в обеспечении национальной безопасности и ускоренного социально-экономического развития Российской Федерации. Даже при том, что приоритет отдается сфере безопасности и обороны, для гражданских целей реализуется множество проектов – от международного и федерального масштаба до уровня муниципальных образований и отдельных предприятий.

– Какие проекты федерального и регионального уровня вы могли бы назвать?

– Идет создание системы экстренного реагирования при авариях на транспорте «ЭРА-ГЛОНАСС». Полноценный ее запуск планируется в конце 2013 г. 

Ведутся работы по проекту «Социальный ГЛОНАСС», который одобрен Общественной палатой Российской Федерации и поддержан Агентством стратегических инициатив. Речь идет о системе мониторинга, обеспечивающей: максимально возможное качество реальной «безбарьерной» среды существования людей с ограниченными возможностями; информирование родственников, медицинских и социальных работников о местоположении данной категории граждан, оказание им информационной поддержки и экстренной помощи.

Разработан опытный образец специализированной навигационно-информационной системы, обеспечивающей сохранность документов строгой отчетности в период подготовки и проведения избирательных компаний. К 2013 г. планируется развертывание системы «Выборы-НС» в полном объеме.

Создается федеральная система мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и опасных грузов. Базовые элементы системы развернуты, функционирует отраслевой центр мониторинга грузов Роскосмоса. Создание полномасштабной системы планируется в 2015 г. Проект создания государственной автоматизированной системы комплексного мониторинга объектов инфраструктуры и ресурсов России («МИР») одобрен экспертной группой комитета Госдумы РФ по транспорту и рекомендован к реализации.

Создана Межвузовская система дистанционного обучения и подготовки квалифицированных специалистов по спутниковой навигации для различных отраслей экономики, ежегодно проводится международная школа по спутниковым технологиям по двум направлениям – спутниковая навигация и дистанционное зондирование Земли (в этом году состоялась первая международная школа по спутниковой навигации в Коломне, в планах – проведение подобных школ не только на территории России, но и за рубежом).

Что касается регионального уровня, то речь идет о создании систем мониторинга дорожно-транспортной инфраструктуры, высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS, мониторинга рыбопромысловых судов, высокоточного спутникового позиционирования, управления пространственными данными. 

– А из проектов международного уровня? 

– Прежде всего, это наш инициативный проект «Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга» (МАКСМ). Он предполагает создание с использованием спутниковых навигационных систем Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга – единого общепланетного «информационного пространства безопасности» в интересах снижения глобальных рисков и парирования возникающих угроз. В рамках научно-исследовательской работы выполнен системный проект и заключено более 80 соглашений о сотрудничестве с различными организациями в 36 странах. 

– В каких еще проектах в области космических систем принимает участие ОАО «РКС»? Насколько сложно сегодня заниматься инновационной деятельностью и реализовывать новые идеи?

– Кроме системы ГЛОНАСС в нашем списке значатся системы дистанционного зондирования Земли и других объектов, связь, ретрансляция данных, мониторинг объектов ресурсов, система спасения «Коспас-Сарсат». Специалистами корпорации создан многозональный сканирующий комплекс для оперативного гидрометеорологического наблюдения Земли с геостационарной орбиты, установленный на метеорологическом спутнике «Электро-Л». В 2011 г. спутник был выведен на геостационарную орбиту и в настоящее время находится в опытной эксплуатации. Планируется разработка бортового радиотехнического высокоинформативного комплекса на базе аппарата «Спектр-Р» для космической обсерватории «Миллиметрон» («Спектр-М») с криогенным телескопом диаметром 12 м. 

У нас есть необходимая производственно-технологическая база и штат специалистов высочайшего уровня для выполнения как научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и серийных заказов, есть реальные прорывные технологии, но для их развития и воплощения в практику нужно иметь определенную свободу действий. Мы неоднократно получали отказ на наши предложения с формулировкой: «данную работу считаем нецелесообразной по причине отсутствия мировых аналогов». Представляете, что было бы с российской космонавтикой, если бы Сергею Королеву сказали: не надо делать ракету и спутник, не надо отправлять человека в космос, ведь никто в мире этого еще не делал?! С таким подходом Россия никогда не смогла бы претендовать на лидерство в высоких технологиях. 



Подготовил Александр Ломов






Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Спутниковая связь

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>