ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Панорама
Игорь Иванов: «Наша задача в том, чтобы представлять интересы граждан и бизнеса во взаимоотношениях с государством»   

В ноябре завершилась первая очередь проекта по созданию регионального сегмента «электронного правительства» Архангельской области http://pgu.dvinaland.ru/. Сейчас система находится в опытной эксплуатации. О ходе реализации проекта, о том, почему в качестве платформы было выбрано альтернативное решение московского интегратора и чем полученный опыт может быть полезен другим регионам, нам рассказал Игорь Иванов, директор департамента информационных технологий правительства Архангельской области.

– Как бы вы охарактеризовали состояние общего уровня информатизации органов власти Архангельской области на старте проекта в ноябре 2010 г.? 

– До создания департамента информационных технологий задачи информатизации решались каждым органом власти самостоятельно. Эффективной такая работа быть не могла – требовалось скоординировать усилия на региональном и муниципальном уровнях, выработать общую стратегию перехода на ИКТ, определиться с выбором программно-аппаратной платформы и решить ряд других задач. Перед нами были поставлены амбициозные цели – вывести регион в число лидеров по уровню информатизации, обеспечить предоставление большинства государственных и муниципальных услуг в электронном виде, причем сделать это в условиях ограниченного бюджета. Для решения перечисленных задач на базе департамента была создана специальная структура Государственное автономное учреждение (ГАУ) «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области».

Воплощение задуманного в жизнь осложнялось тем, что уровень развития инфраструктуры и качество обеспечения средствами автоматизации муниципальных образований Архангельской области различались. Нам предстояло преодолеть проблему «цифрового неравенства». Кроме того, не хватало квалифицированных кадров в сфере ИТ, требовалось повысить уровень подготовки сотрудников госучреждений и муниципальных служб. Не менее актуальными были задачи прикладного порядка – развитие существующих и создание новых информационных систем, их интеграция, обеспечение информационной безопасности. Для выполнения этих работ важно было выбрать партнеров, опыту и репутации которых можно доверять. 

– Какими критериями руководствовались на этапе выбора?

– В первую очередь целями проекта и нашими возможностями. Прежде чем определиться с выбором решения для создания регионального сегмента «электронного правительства» (РСЭП), мы сформулировали позицию правительства Архангельской области, разработали соответствующую концепцию и техническое задание. Внимательно проанализировали опыт других регионов РФ и нескольких стран – Эстонии, Израиля и Сингапура. По результатам исследований сформировали карту информатизации Архангельской области, куда вошли более 80 проектов всех отраслей. Все они должны быть увязаны в едином информационном пространстве. Поэтому особое внимание мы уделили выбору платформы, на которой строилась бы единая «кровеносная» система для всех отраслей региона. 

 Мы подробно изучили решения «Ростелекома», «Систематики», «Армады», ФОРС и нескольких других компаний, стараясь выбрать оптимальное с точки зрения технологий, безопасности, стоимости создания, владения и дальнейшего развития. Для нас было особенно важно, чтобы создаваемая инфраструктура принадлежала правительству Архангельской области на праве собственности, а не аренды. После сравнения и детального анализа всех предложений мы выбрали решение компании ФОРС, которое наиболее полно соответствовало потребностям региона, было в разы дешевле, а стратегия развития системы совпадала с нашей. Следует подчеркнуть, что созданный региональный сегмент «электронного правительства» принадлежит региону, и мы можем самостоятельно переводить услуги в электронный вид – в среднем по 15 услуг ежемесячно. Следовательно, мы не привязаны жестко к поставщику. Благодаря гибкости и открытости системы мы развиваем ее самостоятельно, настраивая новые электронные регламенты по мере расширения перечня автоматизируемых услуг. Мы выбрали базовое решение с широкими возможностями интеграции, что позволит нам в перспективе создать, по сути, единое информационное пространство региона, общую среду, объединяющую все информационные ресурсы и источники, включая коммерческие. При этом ГАУ выступает в роли локального интегратора, проектного офиса, отвечающего за выполнение основной части работ по внедрению информационных систем в регионе, и обладает компетенциями, которыми готов поделиться. Наш опыт может быть полезен и другим регионам, решающим аналогичные задачи.

– В чем ценность вашего опыта? Какова региональная специфика проекта? 

– Еще на стадии внедрения, когда мы общались с представителями администраций других областей, обсуждали некоторые организационные и технические моменты, выяснилось, что решение универсально и может быть интегрировано с используемыми в регионе информационными системами. 

Региональная специфика состоит в неравномерности уровня развития информационных технологий в муниципальных образованиях, их территориальной удаленности. Например, исполнительные органы государственной власти Архангельской области осуществляют ряд полномочий на территории Ненецкого автономного округа, поэтому возникла необходимость обеспечить межрегиональное информационное взаимодействие. Другая особенность проекта в том, что ресурсы и компетенции по поддержке и развитию портала сосредоточены в одной организации – ГАУ, которая расположена на территории Архангельской области и является подведомственным администрации учреждением. Благодаря этому есть возможность сфокусировать ресурсы на развитии системы собственными силами, привлекая в регион профессионалов.

– Какова архитектура решения? Как и в какой последовательности будет наращиваться функционал системы?

– Выбранное нами решение имеет модульную архитектуру и построено на принципах SOA, что обеспечивает возможность быстрого изменения схемы взаимодействия и состава ресурсов. Решение разрабатывалось на промышленной платформе Oracle. В настоящий момент система объединяет следующие государственные информационные системы Архангельской области: региональный реестр и портал государственных и муниципальных услуг, региональную систему межведомственного взаимодействия и региональную систему исполнения регламентов. 

Функционал системы будет постоянно наращиваться. Уже сейчас мы интегрировали ее с универсальной электронной картой, подключаем электронную подпись для придания юридической силы документам, генерируемым или передаваемым системой. Также ведем работы по интеграции с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, ведомственными информационными системами исполнительных органов государственной власти области и муниципальными ведомственными информационными системами. «Электронное правительство» у нас – это не только госуслуги, но и возможность развития частно-государственного партнерства при создании коммерческих услуг. Для этого мы в тестовом режиме обкатываем два web-сервиса – заказ пиццы и билеты в кинотеатр. В начале следующего года технологию подключения к системе выложим в открытый доступ, чтобы все заинтересованные бизнес-структуры могли присоединиться к ней. Достойно представлять интересы граждан и бизнеса во взаимоотношениях с государством – в этом видим свою задачу.

– Каковы планы и идеи по развитию частно-государственного партнерства на базе ГАУ? 

– Многие ИТ-проекты остаются лишь на бумаге, поскольку случается сбой на одном из этапов: плохо спроектировали, неудачно внедрили, ошиблись с выбором подрядчика, не обеспечили сопровождение системы. Заказчики доверяются интегратору, что вызывает конфликт интересов: интегратору хочется сделать меньше и получить больше, а государству ровно наоборот. Отсюда напрашивается вывод: ИТ-проекты в госсекторе, имеющие длительный жизненный цикл и высокую общественную значимость, должны быть четко организованы и администрированы. На наш взгляд, именно частно-государственное партнерство обеспечивает эффективный механизм реализации интересов всех сторон. При этом у государства есть административный ресурс, а бизнес способен привнести лучшие компетенции, методы управления, технологии и средства автоматизации, чтобы проект заработал в полную силу. В этом случае все стороны в равной мере заинтересованы в результате.

– Одна из проблем развертывания регионального сегмента «электронного правительства» – «подтягивание» муниципалитетов до уровня регионального центра. Как обстоят дела у вас? Как организован информационный обмен со специалистами на местах? 

– В Архангельской области есть достаточно продвинутые муниципальные образования, располагающие собственными информационными системами и штатом ИТ-специалистов. Но в большинстве образований уровень развития ИКТ невысокий, есть проблемы с интернет-доступом, не хватает специалистов в этой сфере. Сейчас ведем работу с наиболее активными муниципальными образованиями: устраиваем встречи в режиме видеоконференцсвязи, даем методические рекомендации, отвечаем на вопросы. Сотрудники администрации часто выезжают в командировки в целях методической поддержки мероприятий по переводу госуслуг в электронный вид.

– На какие объемы информационного взаимодействия рассчитана система? Какие услуги уже доступны населению области? 

– Система рассчитана на обеспечение межведомственного электронного взаимодействия на всей территории Архангельской области – как для централизованного предоставления услуг и организации межведомственного взаимодействия органов власти на региональном уровне, так и для структур, оказывающих услуги децентрализовано (ОМСУ, отделений ФОИВ и др.). Объемы информационного взаимодействия не лимитированы, по мере развития системы новые информационные ресурсы и источники будут подключаться без ограничений. В данный момент опытная эксплуатация РСЭП Архангельской области успешно продолжается – идет тестирование предоставления госуслуг. Специалисты обобщают и учитывают предложения и замечания по работе системы, поступившие от представителей исполнительных органов государственной власти области в период опытной эксплуатации. На данный момент 55 услуг технически готовы к предоставлению в электронной форме.

– Не секрет, что непростым вопросом в подобных проектах остается график финансирования работ. Архангельская область – не самый богатый регион России. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом в этом отношении.

– На момент создания департамента весной 2010-го Архангельская область занимала далеко не первую строчку в рейтинге информатизации. Начинать приходилось с «чистого листа», при этом можно было учесть опыт лидеров и не совершать чужих ошибок. В течение года мы собирали команду, обучали, приглашали специалистов из других регионов и даже стран. Сейчас наши сотрудники самостоятельно выполняют весь цикл работ: проектируют информационные системы, адаптируют, внедряют и развивают. Особо подчеркну, что все компетенции по системам интеграторов остаются у нас, мы можем самостоятельно развивать и сопровождать их, при этом кровно заинтересованы в минимизации расходов на проект, поскольку большую часть работ выполняем сами.

Сейчас одновременно ведем 18 проектов. Все планы детализированы и декомпозированы до нижнего уровня. На каждом этапе работ обеспечиваются жесткий централизованный контроль, полная прозрачность и подконтрольность расходуемых средств. Заинтересованные лица – депутаты, наблюдательный совет, социально активные граждане – могут получить достоверную информацию о состоянии дел по любому проекту информатизации, что повышает доверие к нам и позволяет аргументированно обосновывать требуемые объемы финансирования. Такой подход дал возможность за короткий срок и при небольших бюджетах достичь хороших результатов и обогнать передовые в прошлом регионы, которые приезжают к нам за опытом.

– Какими вычислительными ресурсами располагает ГАУ для обеспечения работы регионального сегмента электронного правительства? Есть ли планы по развитию ИТ-инфраструктуры? 

– Все системы «электронного правительства» и информационного общества размещаются на вычислительных мощностях ГАУ. Парк серверов функционально объединен в ЦОД, что позволяет использовать единую систему управления серверами и сетевой инфраструктурой организации, а также обеспечивает требуемый уровень безопасности. ЦОД развивается: устанавливается прецизионная система кондиционирования, модернизируется система гарантированного электропитания, прорабатываются вопросы создания резервного ЦОДа. Применение технологий серверной виртуализации позволяет повысить эффективность использования вычислительных мощностей и надежность предоставляемых сервисов.

– Когда региональный сегмент будет подключен к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия? Какие задачи представляются наиболее критичными? 

– В августе мы направили соответствующую заявку, подключение планируется осуществить до конца 2011 г. К наиболее критичным относятся задачи по организации защищенного канала связи до точки присутствия Единой СМЭВ, включение в единое пространство доверия, а также интеграция с системой идентификации и авторизации. К сожалению, многие связанные с этим вопросы даже законодательно не определены на федеральном уровне.

– Как будут распределяться работы по поддержке и развитию решения между сотрудниками ГАУ и специалистами компании ФОРС? 

– Сотрудникам ГАУ переданы права на использование РСЭП. Наши специалисты и аналитики будут отвечать за поддержание функционала и развитие системы на данном этапе. В рамках действующего договора компания ФОРС обеспечит гарантийное сопровождение системы в течение года после завершения проекта. В дальнейшем планируем привлекать специалистов ФОРС для сложных в техническом плане и требующих специальных знаний работ по ее развитию. 




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Инфокоммунникации регионов

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>