ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Панорама
Ситуационные центры 2011   

26–27 апреля Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Аналитический центр при Правительстве РФ провели девятую научно-практическую конференцию «Ситуационные центры 2011». Доклады конференции отражали опыт создания и использования ситуационных центров (СЦ) в государственном, муниципальном и корпоративном управлении. Обсуждались также тенденции развития информационно-аналитических технологий и систем поддержки принятия решений.

Немного истории

Краткий экскурс в историю становления и развития системы СЦ органов государственного управления Российской Федерации сделал в своем докладе заместитель начальника управления информационных систем (УИС) Спецсвязи ФСО России проф. Н.И. Ильин. Идея таких СЦ зародилась еще 25 лет назад: ключевой функцией СЦ должно быть информационное обеспечение первого лица для подготовки и принятия им в режиме реального времени управленческих решений. Первая реализация идеи СЦ состоялась в 1986 г., когда информационно-аналитический центр (ИАЦ) «Контур» использовался для анализа ситуации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Этот момент можно условно считать началом первого этапа становления в России системы ситуационных центров органов государственного управления. Дальнейшее развитие идея СЦ получила при создании системы информационного обеспечения управления мероприятиями по ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда для постоянного и оперативного информирования Председателя Правительства РФ о ходе спасательных и восстановительных работ была в короткий срок развернута система на базе трех ПК и средств отображения информации.

В этом году исполнилось 15 лет с момента ввода в эксплуатацию СЦ для Президента РФ. Сегодня этот СЦ представляет собой современный мультимедийный комплекс, который обеспечивает принятие решений в сферах экономики, политики, в социальной сфере и сфере национальной безопасности.

Следующий этап развития ситуационных центров в стране характеризовался массовым появлением СЦ в федеральных и региональных структурах и органах власти – МПС, МПР, Минатоме, аппаратах полномочных представителей Президента в федеральных округах. Одновременно происходила отработка типовых решений для СЦ органов власти. Выработанная типовая схема СЦ включала программно-аппаратный уровень, уровень информационной среды, информационно-аналитический уровень с проблемно-ориентированными решениями.

Сегодня можно говорить о третьем этапе развития СЦ, который направлен на создание взаимоувязанной системы СЦ органов государственной власти. Одна из задач этого этапа – привлечь экспертов-аналитиков в различных областях к подготовке первыми лицами управленческих решений. Важной задачей является обеспечение совместимости программно-технических комплексов СЦ и доступа к ресурсам удаленных информационных систем. Необходимо также развитие и использование инструментально-моделирующих средств и технологий оперативного анализа данных для поддержки принятия управленческих решений в различных сферах деятельности органов государственной власти. Приобретает все большую актуальность развитие средств визуализации, а именно 3D-моделирования (и здесь, по мнению докладчика, стоит ожидать прорыва) и внедрения решений класса Telepresense. Приоритетным направлением является развитие систем поддержки принятия решений, способных работать с различными форматами данных. Развитие системы СЦ органов государственной власти закладывает информационно-технологическую основу эффективной системы государственного управления.

СЦ в госуправлении: современное состояние

Заместитель начальника Управления спецсвязи ФСО России С.Ф. Танков отметил, что ситуационные центры как инструмент информационной и технологической поддержки государственного управления все более активно и целенаправленно используются государственными органами в процессах подготовки и выработки управленческих решений, а также контроля за их исполнением. В состав функционирующих СЦ сегодня входят: Ситуационный центр Президента РФ, ситуационные центры Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, ФСО России, МЧС России, ФСБ России, внутренних войск МВД России. В субъектах РФ созданы десять СЦ.

На уровне Президента РФ и Администрации Президента РФ, на уровне Правительства РФ и Аппарата Правительства эти процессы наиболее активно поддерживает и развивает ФСО России. Система СЦ развивается на основе единых требований, предъявляемых к ключевым ее компонентам, в том числе к информационной безопасности функционирования ситуационных центров. ФСО России является «локомотивом» этого процесса, осуществляет методическое сопровождение работ при создании ситуационных центров глав субъектов РФ. При участии ФСО созданы СЦ в Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Калужской, Костромской, Пензенской, Сахалинской, Свердловской, Воронежской и Ростовской областях. В 2011–2012 гг. планируется создание СЦ в Республике Тыва, Забайкальском и Алтайском краях, Омской и Томской областях, Ненецком автономном округе.

Характерными особенностями использования ситуационных центров для поддержки государственного управления в настоящее время являются:

  • значительное повышение заинтересованности руководителей государственной власти в применении ситуационных центров;
  • наличие опытного и профессионального корпуса специалистов, поддерживающих создание и актуализацию большего объема информационных ресурсов и осуществляющих эксплуатацию программно-технических средств и средств телекоммуникаций;
  • расширение функциональных возможностей СЦ, комплексное использование информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять аналитическую обработку и представление разнородной информации, обеспечивать удаленный доступ к информационным ресурсам и устойчивую видеосвязь.

Поддержка функционирования ситуационных центров ОГВ реализуется с использованием комплекса разработанных информационно-аналитических систем (ИАС). На их базе осуществляются разработка сценариев и поддержка мероприятий, проводимых в ситуационных центрах в режимах плановых и оперативных совещаний, экспертно-аналитического и справочного обеспечения.

Все более актуальной сегодня становится необходимость интеграции СЦ с целью повышения эффективности, качества и оперативности информационного обеспечения государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Эта интеграция должна быть проведена на всех направлениях: информационном, технологическом, нормативном и методическом. В частности, в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» прямо указывается на необходимость построения и организации работы по контролю и управлению в области стратегического планирования с использованием системы ситуационных центров ОГВ.

На базе системы СЦ предполагается организовать мониторинг и комплексный анализ уровня развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях. С использованием системы СЦ предусматривается также осуществлять информационную поддержку по другим важнейшим направлениям жизнедеятельности страны.

Начальник СЦ Президента РФ А.В. Баранов отметил в своем выступлении инновационный характер программно-технических, инструментально-моделирующих и информационных ресурсов СЦ. Это позволяет реализовать информационно-аналитическое и технологическое обеспечение деятельности Президента России, повышать качество и эффективность принятия управленческих решений в сфере социально-экономического и общественно-политического развития, а также в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

За 15-летнюю историю СЦ Президента РФ его возможности особенно ярко проявились в процессе информационного и экспертного сопровождения событий на Северном Кавказе в 1996–1999 гг., обеспечения принятия решений по экономическим проблемам, в социальной сфере, по проблемам национальной безопасности, а также регулярного проведения совещаний Президента РФ с использованием видеоконференцсвязи, информационного сопровождения «Электронного офиса» Президента РФ.

Перспективными направлениями развития СЦ Президента РФ являются:

  • создание и внедрение системы информационно-экспертного обеспечения Президента РФ;
  • развитие СЦ Президента РФ как ядра системы ситуационных центров органов государственной власти;
  • развитие программно-технических и информационных средств СЦ Президента РФ с использованием новейших достижений в области научно-технических разработок.

Дальнейшее развитие

О задачах создания распределенной системы ситуационных центров с акцентом на стратегическом планировании остановился заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации В.И. Ерохин. По его словам, сторонников развития концепции ситуационного управления и использования современных технологий синтеза государственных управленческих решений в значительной степени вдохновило утверждение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Основ стратегического планирования в Российской Федерации. Назначение распределенной системы ситуационных центров, в частности, состоит в согласовании стратегических целей общества и стратегических целей государства в лице Правительства. Это открывает дорогу к ломке инерционной бюрократической системы и построению в Российской Федерации информационного общества.

Система ситуационных центров призвана решать задачи консолидации и передачи управленческих знаний: обеспечивать качественную экспертизу в интересах лиц, принимающих решения; консолидировать знания о различных объектах и субъектах государственного управления; предоставлять консолидированные знания в удобной форме.

В рамках новой концепции ситуационный центр выступает как инструмент организации работы экспертного сообщества в интересах лиц, принимающих важные управленческие решения (ЛПР). Одновременно ситуационный центр играет для ЛПР роль «одного окна» для прямого доступа к сетевому экспертному знанию. В современных условиях, когда волна запросов буквально захлестывает органы власти, значение такого «одного окна» трудно переоценить – получение экспертного знания по запросу ЛПР должно, по словам докладчика, занимать не 10–15 дней, как сегодня, а 15 минут. Кроме того, встраивание экспертного сообщества в цепочку принятия управленческого решения служит дополнительной гарантией от ошибок ЛПР.

СЦ на практике

Главный конструктор по информационным технологиям Ассоциации «Центрально-Черноземная» С.Д. Коровкин рассмотрел вопросы интеграции региональных информационно-аналитических систем органов госвласти в региональные сегменты государственных информационных систем. РИАС ОГВ (которых в России семь – по числу федеральных округов) должны быть прежде всего адаптивными, поскольку их постоянно приходится корректировать, например, в связи с изменениями законодательства. Кроме того, они должны получать данные (статистику) из федеральных систем, что пока недостаточно реализовано. Актуальна также задача интеграции отдельных подсистем. На сегодня разработана типовая модель, в основе которой лежит гиперкуб, предусматривающая возможности расширения для конкретного СЦ. Имеется опыт интеграции региональных решений с федеральной системой «электронного правительства». Но вместе с тем существует определенный конфликт центра и регионов по причине отсутствия стандартов. Разработчики РИАС ОГВ считают целесообразным унифицировать компоненты системы поддержки принятия решений, включенные в состав ГАС «Управление», а также типовые решения по ситуационным центрам с аналогичными компонентами в составе РИАС ОГВ. Это позволило бы внедрять ГАС «Управление» в регионах, где уже эксплуатируются РИАС ОГВ, без конфликта технологий.

Генеральный директор ЗАО «Полимедиа» Е.В. Новикова отметила две ключевые характеристики современных проектов по созданию СЦ – это уникальность каждого из них и высокая степень неопределенности. Последняя складывается из неопределенности сроков реализации проекта, финансирования на каждом из этапов и выбора команды исполнителей. Дополнительные трудности вносят в проект информационная и техническая сложность объекта, высокая трудоемкость инсталляционных работ. Основными проблемами являются недопонимание заказчиком целей и задач СЦ, отсутствие комплексного подхода к проектированию и реализации СЦ у интеграторов, отсутствие типового комплекса ПО, отсутствие методологии проектирования программно-технических средств и информационных систем СЦ, а также сложность управления проектной командой СЦ.

С точки зрения функционального предназначения СЦ можно разделить на три класса: СЦ для управления технологическими процессами, СЦ для административного управления, СЦ для научных исследований. Одна из ключевых задач при создании любого СЦ – выработка критериев качества создаваемой системы. В общем случае можно воспользоваться инструментом «дерево критериев», когда итоговый «интегральный критерий» складывается из частных (критерий информации, критерий технологии, критерий гибкости управленческих решений, критерий эргономики и т. д.), которые, в свою очередь, базируются на еще более детальных показателях.

Заведующий отделом Научно-исследовательского института экономики и организации управления в газовой промышленности (ООО «НИИгазэкономика») А.В. Бочков рассказал о ходе работ по развертыванию СЦ в ОАО «Газпром». Поскольку деятельность СЦ в значительной степени ориентирована на мониторинг промышленной безопасности, система сбалансированных показателей и индикаторов внештатных и кризисных ситуаций для широкого спектра внешних и внутренних угроз была разработана именно в данной области. Применяемые при создании экспертно-аналитической системы (ЭАС) СЦ информационно-аналитические технологии позволяют отслеживать динамику и основные тенденции в изменениях показателей, осуществлять предварительную экспертную и модельную оценку последствий планируемых изменений, строить кратко- и среднесрочные прогнозы развития предкризисных ситуаций по репрезентативным макроэкономическим и отраслевым индикаторам. ЭАС обладает возможностью предоставлять пользователю широкий спектр графической (включая геоинформационную) и аналитической информации, позволяющей своевременно отслеживать отклонения индикаторов и показателей в критическую зону. Дальнейшее совершенствование ЭАС связано в развитием системы индикаторов и показателей слабоформализуемых угроз, прежде всего во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах, а также в разработке комплекса стандартов ОАО «Газпром» в области ситуационного управления, актуальность которых определяется необходимостью совершенствования действующих нормативно-методологических подходов к сбору и обобщению информации для поддержки принятия управленческих решений по обеспечению безопасного функционирования объектов Единой системы газоснабжения.

О комплексном проекте создания системы мониторинга инфраструктуры России (МИР) рассказал Т.А. Ревяков (ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем»). Система МИР базируется на системах дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), ГЛОНАСС, Коспас-Сарсат (спутниковой системе, разработанной для оповещения о бедствии и местоположении аварийных радиобуев), ГИС. Цель ее создания – информационно-аналитическое сопровождение СЦ, а основная идея – переход от локализации и устранения ЧС к прогнозированию и минимизации рисков ЧС. Сегодня уже есть примеры реального применения системы. Система МИР как единое интегрированное решение принята на вооружение администрациями Калужской и Ярославской областей (хотя пока с ее помощью осуществляется только мониторинг транспортной инфраструктуры). В 2011 г. планируется запустить систему мониторинга критически важных объектов и транспортировки опасных грузов для ТЭК.

Всего на конференции прозвучали около 100 докладов, в ее работе приняли участие более 300 делегатов, в том числе представители органов государственной власти, РАН, а также делегаты из Армении, Беларуси и Украины.

Итоги

В настоящее время создается система ситуационных центров органов государственной власти, которая включает Ситуационный центр Президента Российской Федерации, ситуационные центры Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств и др. Тенденции развития системы государственного управления в нашей стране, а также обширный мировой опыт позволяют прогнозировать в 2010–2015 гг. значительное увеличение количества и развитие функциональности ситуационных центров, создаваемых прежде всего в интересах руководителей министерств, глав субъектов Российской Федерации, а также руководителей крупных предприятий и организаций.

При планировании состава и структуры ПТК ситуационного центра необходимо учитывать, что СЦ функционирует не автономно, а в системе (будь то система СЦ органов государственной власти или система СЦ муниципальных образований либо предприятий), поэтому ПТК должны обеспечивать программную и аппаратную интеграцию как с точки зрения совместимости программных и аппаратных средств, так и с точки зрения информационных ресурсов и защиты информации. Кроме того, технические средства СЦ должны обеспечивать возможность доступа к удаленным источникам информации и проведения совещаний с территориально распределенными абонентами (аудио- и видеоконференцсвязь).

Существенным расширением возможностей СЦ по информационному обслуживанию руководителей ОГВ является создание в их кабинетах выносных «мини-ситуационных комнат», программно-технический комплекс которых сопряжен с СЦ ОГВ и позволяет предоставлять пользователям весь комплекс информационно-аналитических услуг, в том числе видеоконференцсвязь.

В условиях характерной для нашей страны географической и временной распределенности возможность видеоконференцсвязи системы ситуационных центров позволяет ЛПР оперативно получить объективную оценку сложившейся ситуации, обсудить ее с экспертами на местах без вызова последних в Центр. Средства видеоконференцсвязи становятся важнейшим инструментом работы, обеспечивают существенное повышение эффективности управления и оперативности в принятии решений в системе СЦ.

При решении проблемы информационного обмена с точки зрения полноты и оперативности получения информации получила интенсивное развитие технология информационных порталов на базе единой транспортно-коммуникационной сети. Портал обеспечивает агрегацию данных, обработку и предоставление сводной отчетной информации, необходимой для контроля подготовки основных показателей развития, координации взаимодействия органов управления всех уровней. Технология информационных порталов является одной из основных в составе инструментально-моделирующих средств ситуационных центров.

Спектр инструментально-моделирующих средств можно объединить в информационные, интеллектуальные и интерфейсные группы. При этом технология оперативного анализа данных позволяет производить оценку состояния наблюдаемых процессов, выявлять и ранжировать причины значимых изменений, прогнозировать развитие процессов и вырабатывать рекомендации в части подготовки возможных вариантов решений с прогнозом их последствий.

Поддержка принятия решений, выработка управленческого решения представляют собой итерационную процедуру анализа складывающейся обстановки, прогнозирования развития ситуации, выработки и оценки вариантов и процедуры обоснования эффективных решений. Для использования в СЦ необходимо формализовать эту процедуру путем выделения этапов и стадий внутри них, распределив между ними весь объем необходимых работ по подготовке и принятию решений.

Наконец, нельзя забывать, что основу любого СЦ составляют не только (и, может быть, даже не столько) технологии, но и люди. Для поддержки качественной работы ситуационного центра необходимы специально подготовленные кадры, и систему их подготовки предстоит наладить. Не менее важно привлекать к работе СЦ широкий круг экспертов, что требует создания условий для их работы и, разумеется, системы мотивации.




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Контакт-центры

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>